В начале творения физической Вселенной из Пустотной Основы Чистого Ума проявляются три качества. Их сущность – сияние, движение и инертность2. «Тело Абсолюта есть все, созданное им, его энергия – это саттва (сияние), рад-жас (движение) и тамас (инертность). Из них рождается пространство, из про-странства – воздух, из воздуха – огонь, из огня – вода, из воды – земля». Шри Шанкарачарья, «Таттва Боддхи» «Исконная Реальность как самовозникшая энергия качеств Вселенной проявляет-ся как саттва, раджас и тамас. Из них рождаются элементы пространство, воздух, огонь, вода, земля». Шри Шанкарачарья, «Таттва Боддхи» Когда тексты описывают процесс творения Вселенной, ошибочно полагать, что речь идет о творении внешней Вселенной, будто бы возникшей миллиарды лет назад. Макрокосм тождественен микрокосму. Внешняя видимая Вселенная не су-ществует сама по себе, без субъекта, будучи подвешенной в вакууме. Она реаль-на лишь в конкретном кармическом видении конкретного субъекта, т.е. нас с ва-ми. А кармическое видение создается конкретным состоянием сознания и энер-гии конкретного индивидуума. Та видимая нами Вселенная, которую мы знаем, с ее галактиками и созвез-диями, черными дырами, туманностями, пульсарами, наша галактика Млечный путь, Солнечная Система, планеты – есть результат совместного коллективного кармического видения, коллективная визуализация, удерживаемая человечест-вом благодаря сходству кармических данных в сознании. Поэтому с точки зре-ния Лайя-йоги, Вселенная – это большое физическое тело йогина. Если во Вселенной происходят процессы, когда вспыхивают сверхновые и появляются белые карлики, пульсары и т.д., это указывает на изменение тонких энергий пяти светов в нашем сознании. В тантре и в некоторых школах Китая есть мнение о том, что после оставле-ния тела святым, Просветленным рождается новая звезда. Если йогин сможет узнать в пяти светах пространства в недвойственности Чистую Пустотную Основу – Природу Ума, он начинает освобождаться. Когда йогин считает себя субъектом, а элементы чем-то внешним, думая, что они су-ществуют сами по себе, как объекты, то неведение, сансара углубляется. Вселенная в основе своей состоит из энергии пустотного света. Этот свет очень тонок и неотделим от сознания. Элементы в их сверхтонком состоянии представляют собой пять сияний света. Сияние света в данном случае выражает частоту вибрации элемента. Пять сияний возникают из нерожденного пустого пространства, вакуума, Исконной Энергии3, из которой возникает все, и в кото-рой все растворяется. Когда в пространстве первичной энергии появляются потоки коллективных отпечатков кармы – кармические ветры, в нем возникает колебание тонких час-тиц энергии. Эта энергия еще недифференцирована и пустотна, у нее нет ка-честв. Этот вид энергии неразделен с исконным Пространством Бытия, в нем нет двойственности и чувства «я». В этом потоке пустотной энергии сознания, вследствие такого движения са-мопроизвольно вспыхивают пять видов вибраций. Они имеют светоносную, сияющую природу света. Эти пять видов света есть проявление тонкой энергии исконной светоносной Природы Ума. Это элементы в самом чистом и тонком состоянии. Света элементов невидимы обычному зрению, т.к. они проявляются в более тонком измерении, чем обычный свет. Видимый свет возникает из этих пяти светов. Света элементов: пространство – белый, бесцветный свет, включающий в се-бя все цвета, воздух – зеленый (синий), огонь – красный, вода – синий (голубой), земля – желтый. Эти пять светов являются тонкой радужной основой всех видимых внешних элементов, в том числе нашего тела. Сгущаясь, огрубляясь, восприятие пяти светов становится более осязаемым, и они проявляются как внешние объекты по отношению к сознанию. На послед-нем этапе огрубления, пять светов воспринимаются как измерения (локи), а внутри измерений как грубые физические элементы природы – стихии, сущест-вующие вовне нашего тела и сознания. Пять видов света материализуются и принимают в нашем теле форму пяти пран, образуют пять главных внутренних органов, по пять пальцев на каждой конечности, пять органов действия4, пять органов чувств5, пять тонких ощуще-ний (танматр), пять восприятий. Наше тело, рождаясь, также проходит этот процесс. Вселенная рождается од-новременно с рождением нашего тела. Пока тело не стало твердым, в нашем кармическом видении не существует материальной Вселенной. В случае неведения наше сознание омрачается, запутываясь во внешних эле-ментах и своих восприятиях, возникают пять клеш – пять нечистых состояний, которые, усиливаясь, ведут к перерождению в низших мирах. Упражняясь в созерцании, йогин обнаруживает тонкий, пустотный слой соз-нания, являющийся источником всех элементов. Очищая воприятие этого слоя, йогин узнает пустотность, светоносность, изначальную чистоту пяти элементов и делает их пятью пространствами, пятью чистыми землями, пятью измерениями (локами), которые соотносятся с пятью чакрами в его физическом теле. Физиче-ское тело становится своего рода пространственным порталом, благодаря кото-рому йогин может входить в чистые измерения пяти элементов, а чакры – точка-ми такого входа. Входя в чистые измерения, йогин может продолжать жить в них в Иллюзорном или Радужном теле. Тексты говорят, что когда йогин понимает этот процесс и объединяет свое восприятие элементов с естественным состоянием, практикуя созерцательное присутствие, он входит в недвойственность, освобождается и обретает Радужное тело, которое состоит не из грубых элементов, а из пяти чистых элементов, по-добных лучам радужного света. Если же йогин не понимает этого процесса, он находится в состоянии заблуждения и омрачения, «нечистого видения», видит себя как отдельное «я» и мир как внешнюю Вселенную, состоящую из объектов. С точки зрения учения сиддхов весь видимый мир вокруг целиком состоит из энергии, проецируемой изнутри сознания. Состояние ума целиком формирует мир, в котором мы существуем. Изначальное пространство Чистого «Я» вечно пребывает в недвойственно-сти, непостижимо и бесконечно. Оно не впадает в неведение и не освобождается, не затемняется грехами, не очищается в результате накопления заслуг, но отно-шение к энергиям, которые излучаются из него, бывает двояким: чистым, не-двойственным в случае нитья-сиддхов и сиддхов и нечистым, двойственным в случае душ, обусловленных кармой и омрачениями. В первом случае говорят, что происходит спонтанная, немотивированная иг-ра энергий Всевышнего «Я» – лила, где нет индивидуума, субъекта и внешних объектов, а есть только Всевышняя Сущность, играющая со своими энергиями, во втором – действует закон причин и следствий и есть индивидуум – личность, подверженная этому закону. Сознание сиддха отождествлено с чистыми энергиями, поэтому оно проявля-ется как Радужное тело Света6, играющее энергиями. Сознание связанного кар-мой существа отождествлено с нечистыми энергиями, поэтому оно проявляется как грубое тело, обитающее в грубом мире сансары, где есть карма, страдание, неведение, рождение, смерть, т.е. тем, кем мы сейчас являемся.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рождение пяти элементов» з дисципліни «Йога»