Многим людям сегодня очевидно, что материалистическая наука не удовлетворяет глубочайшие потребности человека вне зависимости от того, сколько легкости и комфорта она может предоставить телу и сколько гордости принести интеллекту. При создании современной психологии мы должны не только удовлетворить интеллект, но также предоставить что-то, на что могут отзываться сердце и душа человека. Мы сегодня достигли такой точки, где человек, по-видимому, знает все и не понимает ничего. Прекрасно собирать данные и статистически сопоставлять факты, но слишком большое сосредоточение на частностях выводит человека из контакта с интегрирующей, симфонической, согласованной силой целого, и мы теряем укрепляющую силу великих универсальных истин. Современная наука находит свою глубину в деталях материи, и проблема состоит в том, что эти находки никогда заново не компонуются в законченное и жизнеспособное целое. Поскольку мы направляем взоры на изучение сложных явлений, простые неизменные истины забываются. Как пишет Гете в «Фаусте»: Но, даже генезис узнав Таинственного мирозданья И вещества живой состав, Живой не создадите ткани. Во всем подслушать жизнь стремясь, Спешат явленья обездушить, Забыв, что если в них нарушить Одушевляющую связь, То больше нечего и слушать.
Сегодня нам больше нужен акцент целого, а не просто его частей; нам необходимо рассмотреть еще раз универсальные принципы, лежащие в основе всей жизни, прежде чем мы начнем вмешиваться в природу. Экологический кризис, с которым мы сталкиваемся сегодня, — это только один очевидный результат использования человеком «знаний», не руководствуясь мудростью, т.е. пониманием паттерна лежащего в основе всей системы. В своем нетерпении получить быстрые «результаты» психиатры прибегают к лечению шоком и медикаментами и называют это «терапией», фермеры применяют пестициды и химические удобрения, оправдывая свои действия экономической необходимостью или попыткой спасти человечество от голодания. Понимание универсальных принципов, гармонии целого и паттернов, лежащих в основе жизни, может предоставить современному человеку астрология. Вот почему так много людей в Соединенных Штатах начинают интересоваться астрологией — они ощущают в ней силу, которая может раскрыть порядок и смысл их хаотичной на вид жизни. Джозеф Гудэвейдж, автор книги «Астрология: наука космической эпохи» (J.Goodavage «Astrology: The Space Age Science»), ясно выражает современное разочарование материалистической наукой: По-видимому, мы достигли точки насыщения материализмом. Он не порождал ничего, кроме разочарования, ненависти, войн и классовой борьбы. Его цели пусты и бессмысленны, это тупик для человечества. Мы должны признать существование новых данных, которые безошибочно указывают на величественное единство и взаимозависимость всего в природе
Наиболее поразительно то, сколько современных ученых и философов признает ментальный и духовный аспект космоса. В своей книге «Таинственная вселенная» Джинс (Jeans «The Mysterious Universe») пишет:
Сегодня существует значительное согласие, доходящее порой до единодушного мнения, что поток знаний ведет нас к не механистической реальности; вселенная начинает выглядеть больше похожей на великое мышление, чем на гигантскую машину. Разум больше не кажется случайным гостем, вторгающимся в царство материи; мы начинаем подозревать, что должны скорее приветствовать его как создателя и правителя царства материи... Старый дуализм разума и материи... по-видимому, исчезает; не из-за того, что материя становится более призрачной и нереальной и не из-за того, что разум начинает сводиться к функции действия материи, а из-за того, что вещественная материя сводится к творению и проявлению разума. Мы обнаруживаем, что вселенная проявляет признаки планирующей или контролирующей силы, которая имеет что-то общее с нашим индивидуальным разумом — не в смысле эмоций, морали или эстетической оценки, а тенденции мыслить в таком направлении, которое мы можем описать как Математическое... Многих людей привлекает сегодня астрология, потому что она раскрывает эту «планирующую силу» вселенной в математических рамках. Ирвинг Локс объясняет, что современная философия, основанная на утверждении «Бог мертв», вытекает из того факта, что материальный Бог мертв, — событие, которое мы должны приветствовать, так как оно создает пространство для рождения нового, более полного взгляда на жизнь и на вселенную: Восточные религии были менее материалистичные своих идеях. Они использовали концепцию создания мира, которая сегодня могла бы соответствовать всему, что мы знаем об «энергии». Поскольку западная наука, наконец, пришла к заключению, что энергия представляет собой более значимую силу чем материя для создания вселенной, в этом отношении западная наука и восточные религии вполне могли бы взаимодействовать. Во взгляде на жизнь после смерти восточные религии также не материалистичны. Их концепции реинкарнации или нирваны вполне могут согласовываться с идеей «энергии» как будущей среды существования, а не с пространством, временем и материей, как учили западные религии. Идея о том, что «материя», из которой состоит великая вселенная... это только нечто неуловимое, что мы называем силой или «энергией», — вероятно, наиболее важная концепция, когда-либо сформированная юным умом человечества. Этой идее нет еще и ста лет, поэтому ни наука, ни публика не начали еще осознавать ее значимость. Этот новый акцент «энергии» как более фундаментальной реальности по сравнению с материей детально рассматривается в Части II этой книги и в Приложении Б, особенно связь энергетических концепций с астрологией. В повседневной жизни духовная сторона человека неотделима от его психологической жизни. Само словообразование «психология» показывает, насколько тесно взаимосвязан разум человека с его духовной природой. Греческое слово psyche первоначально имело два значения. Первое переводилось как душа, т.е. глубочайший источник жизни человека. Вторым значением было бабочка, что подразумевало бессмертный дух, пропитывающий всю природу и каждое человеческое создание. Потом psyche определялось в основном как «разум», хотя многим психологам-экспериментаторам и физиологам хотелось бы не употреблять даже такой нематериальный термин. (Согласно духовным и психологическим дисциплинам Индии, хотя разум и душа тесно переплетены вместе в повседневной жизни большинства людей, в сущности они совершенно различны. Один из основных принципов развитых форм йоги — это представление, что душа может быть свободна только тогда, когда она больше не подвластна разуму.) К счастью для психологии, некоторые гуманистические психологи не боятся принимать в расчет глубочайшие аспекты жизни человека, переступающие пределы просто интеллектуально-ментальной активности. Психология, основанная на наблюдаемом поведении и предполагающая, что имеют смысл только «объективные» данные, — в действительности вовсе не психология. Ограничение сферы психологии лабораторными исследованиями животных и явных паттернов поведения людей несовместимо с определением предполагаемого объекта изучения — самой души, того качества разума-души-духа, которое пропитывает все человеческие стремления и, вероятно, все мироздание. Карл-Густав Юнг неоднократно указывал в своих работах, что мы не можем быть «объективными», изучая душу человека, поскольку мы должны изучать его душу через душу исследователя. Это может считаться критикой всех так называемых объективных исследований, но это, несомненно, больше всего относится к исследованию самого человека и работы его внутренней жизни. Увлечение «объективными» исследованиями в психологии, особенно бихевиористической школы, игнорирует основной факт уникальности человека: творчество. Как показали исследования, Юнга и швейцарского психолога Жана Пиаже, разум действует не как пассивное зеркало, а скорее как активный и целеустремленный художник. Процитируем еще раз Рудина (Rudin «Psychotherapy and Religion»):
Современная психология не может себе позволить (как она делала в девятнадцатом веке) пренебречь настоятельными вопросами, касающимися души, и запереться в лаборатории, чтобы проводить эксперименты, подражая химии и физике. Психология осторожно входит в жизнь человека, в непрерывный процесс развития индивидуальной души, в ее взлеты и падения, проливая свет на ее секретные желания и стремления...
В аналогичном духе психолог Ховард Моурер пишет: «... этот вопрос о полном приспособлении человека и психо-социальном выживании не скоро откроет свои глубочайшие секреты традиционным видам научных исследований...» Это объясняет, почему психология двадцатого века большей частью была в застое и оставалась полностью неуместной для повседневной жизни и стремлений каждого из нас. Единственными психологами последних лет, сделавшими успехи в понимании внутренней жизни и непосредственного опыта человека, были те, кто вышел за пределы традиционных научных исследований. Я включаю сюда тех, кто начал исследование таких давно упускаемых из внимания сфер как медитация, экстрасенсорное восприятие, восточная психология и философия, мифология, сравнительная религия и использование астрологии и других древнейших технических приемов в качестве психологических инструментов. Все эти сферы исследования, которые свободно могут быть классифицированы как аспекты истинной гуманистической психологии, оказались полезными в наших поисках высвобождения и творческого использования качеств и способностей, присущих только человеку. Если бы нашей целью изучения психологии было развитие более эффективных приемов промывания мозгов и манипулирования нашими собратьями, мы бы сосредоточились на поведенческой стороне жизни человека. Но если мы хотим использовать мощный инструмент науки, чтобы лучше понять себя и других людей, научиться жить здоровым, гармоничным образом и высвободить все самое вдохновляющее и творческое в человеке, мы должны осознать ограничения материалистического похода и начать путешествие в неизвестное, поддерживаемое только нашей верой в мудрость природы и возвышенную судьбу человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ограничения старой структуры» з дисципліни «Астрологія та психологія»