Мы должны ответить себе на вопрос: как построить выступление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав занимательный ход повествования или, если тема этого не позволяет, интересную последовательность изложения. Следует продумать композицию выступления — расположение материала и соотношение его отдельных частей. Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение. Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления — введение в тему. Вступлению отводится 5—10% времени всего выступления. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т.д. Вот как начал свое выступление после небольшого зачина бывший посол Республики Беларусь в Иране: «Посол может покинуть страну в одном из трех случаев: первый — когда его отзывает правительство пославшей страны; второй — когда его высылает страна пребывания; третий — когда его убивают. За десять лет своей службы в Иране я мог оказаться во всех этих ситуациях и сейчас вам об этом расскажу». Естественно, слушатели с интересом ждали продолжения рассказа. При этом они усвоили главную мысль выступающего: профессия посла сложна и опасна. В основной части излагается сама тема. Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности (см. главу 2). Второй принцип композиции — усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал. Третье требование к композиции — экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления. 2. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения: 1) ступенчатый — материал очередного вопроса базируется на предыдущем; 2) концентрический — рассмотрение данного явления со всех сторон; 3) спиральный — переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4) хронологический — рассмотрение процесса или явления в становлении; 5) логический — системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; 6) дедуктивный — переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого; 7) индуктивный — переход от анализа фактов, явлений к обобщениям; 8) сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий; 9) анализ проблемы. На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления. Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает. Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: «Мне могут возразить...» или «Иногда спрашивают...» Имитация диалога оживляет речь, стимулирует внимание слушателей, позволяет разъяснить сложные моменты1. Хотя композиция выступления и приемы изложения материала продумываются заранее, надо быть готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно, придется отказаться от домашних заготовок и ориентироваться на состояние слушателей: задать вопрос, привести пример и т.п. Один из показателей удачного построения выступления — сам характер материала. Если, к примеру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступление, перегруженное фактами, по словам Д.И. Менделеева (который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского искусства), напоминает костер, до того заваленный дровами, что он начинает затухать. Бывает, что выступающий все время «бьет по чувствам» собравшихся и в конце концов начинает их раздражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку. Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная — недоверие слушателей.
1 Блестящий пример использования различных приемов изложения материала мы находим в лекции академика Б.Ф. Гнеденко «Научно-технический процесс и математика». См.: Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора. Хрестоматия. — М: Знание, 1986. С. 193—204.
Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении. Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. «Конец — разрешение всей речи... конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего»1. Заключение занимает примерно 5% времени всей речи. Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1) нет вступления или оно слишком затянуто; 2) изложение не подчинено главной идее; 3) непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4) используется всего один-два приема изложения; 5) несоразмерность материала выступления; 6) нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: «Заканчивая свое выступление...» Второй этап подготовки к выступлению завершается составлением его окончательного плана, в основе которого лежит предварительный план, преобразованный с учетом выбранной композиции. Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция — его воплощение в написанной или прозвучавшей речи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Построение выступления» з дисципліни «Ораторське мистецтво»