Ораторская речь — это не сумма материалов, собранных из различных источников, а оригинальное, рожденное в творческих муках, произведение. Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства) Монолог — такая речь, которую начинает и ведет один человек. Ясно, что монологом она будет лишь по форме. Ведь любое высказывание, обращенное к слушателям, предполагает взаимодействие, диалог с ними и по существу таковым и является. Подготовка к выступлению начинается с определения и уточнения темы. Любая тема является частью большей проблемы и представляет собой одну из ее сторон. Важно осознавать это и не стремиться в одном выступлении объять необъятное. Можно посочувствовать оратору, взявшемуся за тему: «Компьютеризация нашего отечества» или «Компьютер — окно в мировую культуру». Выбирая тему выступления, следует руководствоваться критериями: 1) вы осведомлены в этом вопросе лучше, чем слушатели; 2) то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать их интерес; 3) это актуально, значимо для них. Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, то есть в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интересы тех, для кого предназначено, будить воображение. Пробуждает интерес название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы: «Духовный бизнес — это возможно?» Сравним два названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное: «Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности» и «Как жить не старея». Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы. И еще пример. Рабочее название: «Самоанализ — важнейший способ определения жизненной стратегии». Рекламное, для выступления — «Как выбрать мужа». Готовиться к выступлению необходимо загодя. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен. Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса: 1) Кому я буду говорить? 2) Для чего? 3) Что должны уяснить слушатели? Предварительная информация о слушателях— одна из гарантий успеха. Разумный водитель не сядет за руль автомобиля, если не знает особенностей этой марки. Трудно рассчитывать на успех, если не представляешь, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно он их может заинтересовать, как соотносится с их насущными проблемами. Найти то, что нужно данным слушателям — непросто. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим. «Чтобы дойти до сердца слушателей, нужно выйти из футляра своих представлений и взглянуть на тему ее (аудитории) глазами»1. А для этого, советует Р. Хофф, нужно как можно ближе узнать своих будущих слушателей, «повариться» в их среде. Знание будущей аудитории позволяет подготовить выступление так, чтобы удовлетворить ее потребности. Назначение выступления в том, чтобы удовлетворить какую-то потребность слушателей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОДГОТОВКА К РЕЧИ-МОНОЛОГУ» з дисципліни «Ораторське мистецтво»