Важное место в работе над планом-конспектом занимает его редактирование. После того, как план составлен, необходимо посмотреть на него еще раз. Удачны ли формулировки? Соразмерны ли части? Взаимосвязаны ли разделы? Вот какой пример редактирования фрагмента плана-конспекта приводит в своей работе П. Сопер: "3. Утонуть совсем не обязательно. (Неясно выражена намеченная мысль, что чаще всего возможность несчастного случая при нырянии предотвратима). а) Вы можете сами себе помочь, высмотрев скрытые опасные места — подводные скалы, пни, отмели. (Нескладно: только частично увязано с заголовком). б) Если, находясь в воде, люди еще на потеряли сознания, они могут по крайней мере кричать о помощи, если их еще услышат. (Путано: сдвиг точки зрения со второго лица на третье). в) Не пытайтесь выбраться из воды (Не увязано с положениями а) и б): они носят декларативный характер, а данное положение повелительный). г) Есть существенная разница между поведением опытного пловца и неопытного. (Неопределенно: нет ясного отношения к тезису). После редактирования фрагмент приобрел такой вид: 3. Надлежащие меры предосторожности предотвратят большинство несчастных случаев при купании. а) Прежде чем нырять, нужно выяснить, нет ли скрытых подводных скал и других опасных мест. б) При возникновении опасности следует сохранять спокойствие. в) Нужно расслабить мышцы, вместо того, чтобы делать отчаянные попытки выбраться из воды. г) Лучшая защита от несчастного случая — умение хорошо плавать."[98, 91–92] Попробуем теперь сами составить план-конспект учебной речи. Тема: "О пользе разведения комнатных цветов". Аудитория: слушательницы курсов молодых хозяек (женщины в возрасте 18–27 лет): соглашатели, групповое общение, культурный уровень невысокий. Задача: убедить аудиторию в том, что комнатное цветоводство — полезное и приятное занятие. Сверхзадача: склонить женщин заняться цветоводством. Тезис: Жителям городов, оторванным от природы, необходимо разводить комнатные цветы, так как это украшает жизнь и благотворно влияет на человека. Теперь спросим себя: в чем состоит польза от цветов для человека? Они оказывают положительное влияние на здоровье человека, на его психологическое состояние и эстетическое воспитание. Теперь спросим: чем полезны цветы для здоровья? Какова эстетическая ценность цветов? В чем состоит положительное психологическое воздействие цветов на человека? Ответив на эти вопросы, получим разработку тезиса: 1) Комнатные растения хорошо влияют на здоровье человека. А. Некоторые из них используются как лекарственные. Б. Они улучшают микроклимат в квартире: а) выделяют кислород; б) повышают влажность воздуха; в) поглощают некоторые вредные излучения. 2) Комнатные растения эстетически воспитывают человека. А. Они помогают развивать у человека чувство прекрасного. Б. Они украшают квартиру. 3) Комнатные растения оказывают положительное психологическое воздействие на человека. А. Уход за цветами снимает стресс у человека. Б. Уход за цветами — полезная и приятная форма использования свободного времени. В. Ухаживая за цветами, городские жители сближаются с природой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Редактирование плана-конспекта» з дисципліни «Сучасна ділова риторика»