Гомилетика --- учебная, преподавательская и пропагандистская речь - в соответствии с нормами этоса предполагает многократное выступление оратора перед аудиторией. Для того чтобы аудитория согласилась многократно выслушивать одного оратора, речи не должны быть связаны с текущими событиями настолько, что эти события станут центром внимания и основным смыслом речи. Сообщения о событиях могут быть лишь примерами, как часть аргументации, но не самой целью речи. Поскольку оратор встречается с аудиторией длительное время и связан с ней постоянно, его речь должна иметь теоретическую конструкцию, вокруг которой развивается аргументация. Это значит, что смысловым центром гомилетики является распространение знаний и воспитание навыков поведения. В этом качестве гомилетика похожа на фолклор . Естественно, что как и во всякой устной речи, вызывание эмоций и привлечение внимания в гомилетике присутствуют, так как оратор имеет дело с живой аудиторией. В гомилетике по условиям норм речевого этоса невозможны ни подготовка решений, ни переход к действиям. Поэтому виды пафоса гомилетики в целом выглядят следующим образом: Возможны: 1. Привлечение внимания. 2. Вызывание эмоций. 3. Передача знаний. 4. Воспитание навыков. Невозможны: 1. Подготовка решений. 2. Переход к действию. Возможны ограничено как примеры: 1. Сообщение о событиях. 2. Ориентация в событиях. Таблица 4.15 показывает, как выглядит различение пафоса по видам гомилетики. Таблица 4.15
Соответственно этому таблица 4.16 представляет запрещения в пафосе разных видов гомилетики. Таблица 4.16
Гомилетика, таким образом, различаясь по своим видам, развивает запрещения, созданные в фольклоре. Так, в фольклоре нельзя упоминать членов фольклорного коллектива, смешивать временное и постоянное . Гомилетику от фольклора отличает возможность сообщать новое. В фольклоре введение нового знани невозможно, так как фолклор целиком есть культура общества, т. е. отобранные и хранимые правила и прецеденты прошлого. В гомилетике этим качеством отличаетс только проповедь. Фолклор запрещает говорить: "Я сообщаю вам эту новость", а только так: "Люди, наши предки (неизвестно, кто!) говорят следующее". Что касается проповеди, то она, воспроизводя и разъясняя Священное Писание, говорит от лица Бога или законов логоса и таким образом ссылается на авторитет вечности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пафос в гомилетике» з дисципліни «Теорія риторики»