В теории коммуникаций пафос понимается как допустимое для каждого вида речи намерение произвести речью определенный эффект. Эффекты, которые можно произвести речью, различны. В "Риторике" Аристотеля можно усмотреть следующие общие положения: 1. Привлечение внимания. 2. Создание намерения. 3. Формирование и распространение знания. 4. Объединение аудитории. 5. Убеждение аудитории. 6. Вызывание и успокоение страстей. 7. Услаждение аудитории (ловкостью речи). 8. Формирование доверия (к оратору). В "Двенадцати книгах риторических наставлений" Квинтилиана дается полна типовая композиция любой речи, в которой каждая часть речи обладает своим пафосом. Вступление должно привлечь внимание аудитории и вызвать доверие к оратору. Называние темы речи и ее пояснение должно ввести предмет речи и привлечь внимание уже не к оратору, а к предмету речи и создать в аудитории намерение слушать речь по названному предмету. Повествование , т. е. рассказ об истории предмета, --- это доказательство по происхождению предмета, его этиологии. Описание --- рассмотрение предмета по частям и в составе целого --- есть также доказательство, но не по происхожде нию, а по внутреннему строению предмета и его связям. Доказательство есть привлечение силлогизмов и энтимем, основанных на повествовании и описании, или логическое доказательство. Опровержение есть еще одна форма логического доказательства --- доказательство от противного. Вызывание страстей имеет целью сформировать в аудитории такие страсти, чтобы она могла перейти к действию или сформировать намерение. Заключение , состоящее, по Квинтилиану, в кратком перечислении того, что было сказано выше, состоит в укреплении в памяти слушателей всего того, что было сказано выше, т.е. повторение содержания. Получается, что с точки зрения пафоса каждой части речи намерение оратора сводится к следующим категориям: 1. Привлечение внимание (к оратору и предмету). 2. Формирование доверия (к оратору и его доводам). 3. Создание и распространение знания (в разных видах этиологического, системного, логического). 4. Формирование намерения действовать. 5. Переход к действиям. 6. Напоминание, укрепление в памяти (сравнение двух типов описания пафоса отдельной речи показывает, что оба описания имеют общие и необщие части). К необщим частям относятся: 1. Переход к действиям (Квинтилиан). 2. Напоминание и укрепление в памяти (Квинтилиан). 3. Услаждение аудитории (Аристотель). 4. Объединение аудитории (Аристотель). 5. Убеждение аудитории (Аристотель). К общим частям относятся: 1. Привлечение внимания (оба автора). 2. Создание намерения (оба автора). 3. Формирование и распространение знания (оба автора). 4. Формирование доверия (оба автора). 5. Возбуждение и успокоение страстей (оба автора). Содержание намерений оратора у обоих авторов объясняется несколько по-разному. Характерной чертой "Риторики" Аристотеля является учительная речь, так как главное, чего нет у Аристотеля, --- это намерение действовать и переход к действию. Риторика Квинтилиана имеет именно эту цель. Средневековый документ в мире средневековой латыни формировался по восьми частям речи Квинтилиана, поэтому страсти и услаждение аудитории упоминаются Квинтилианом и дают способы достичь этого, но эти категории пафоса речи включены в состав речи. Так, вызывание и успокоение страстей могут быть включены в любую часть речи, особенно в "воззвание", но это подчинено призыву принять решение и действовать, а не просто вызвать переживание. Различие состоит в том, что учительная и деловая риторика имеют разный результат. В теории коммуникаций нельзя обсуждать пафос отдельной речи --- предмет личного творчества и пафос диалога --- предмет замысла развития диалога. Поскольку в теории коммуникаций речь идет о пафосе вида словеснос ти как целого, пафос может обсуждаться как возможность определенных смысловых качеств данного вида словеснос ти. Эта возможность моделируется этосом, т.е. правилами, создание речи, идущими от получателя речи, с одной стороны, и общими местами, присущими данному виду речи и обеспечивающими ее понятность, с другой. Таким образом, пафос в этом случае может изучаться как пределы возможностей формирования конкретного смысла монологов и диалогов. Полезно рассмотреть каждый вид речи с точки зрения взаимных соотношений с другими видами речей в их пафосе. Это можно сделать, опираясь на нормы речевого этоса и логоса для каждого вида речи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пафос у Аристотеля и Квинтилиана» з дисципліни «Теорія риторики»