Сосредоточение общих мест письменной речи в образовании
Что касается людей, соединенных письменной речью вообще и сочинениями как ее смысловым ядром в особенности, то приобщение людей к письменной речи происходит в школе. Школа в своем содержании эволюциониру ет от античного гимнасия к средневековой схоластике. Эта эволюция отражает в дидактике постепенное становление смыслов и общих мест, содержащихся в сочинениях. Античный гимнасий имел в качестве учебного предмета гимнастику и мусику. Его направленность была практической: подготовка тела, с одной стороны, и владение практическими и мусическими искусствами, с другой. Философские школы, собираемые риторами и философами, разрабатывали социально-логическую цельность учебного предмета: мораль, натурфилософию, теорию языка, отчасти право. Эти философские разработки создали основу схоластической школы, которая положила в основание дидактики боговдохновенные тексты, не исключив при этом практическую направленность преподавания. Так сложилась двухступенна школа тривиального схоластического образования. На первой ступени изучали грамматику, риторику, богословие, на второй - математику, музыку, астрономию, философию. Первая ступень --- тривиум - предполагала самые простые и потому самые глубокие знания: изучение в грамматике системы языка (который для большинства учащихся был неродным), правил пользовани языком в риторика , которая давала ключ к вершению любого дела (от создания семьи до банковских занятий) и основ мировоззрения в богословии . С этим запасом, составлявшим оперативное знание, человек мог вступать в жизнь, управляя собой и другими людьми. Вторая ступень содержала непрактичные знания, расширявшие мировоззрение, так как цель обучения состояла в изучении мировой гармонии . Свет небесных светил в их отношении во времени ставился в соответствие со звуковысотной и ладовой системой правильно организованных звуков. Сочетание основных категорий восприятия мира: света и звучания --- организовывалось математикой не счетной (она изучалась вместе с языком в тривиуме), а мировоззренческой, когда изучалось соотношение и гармония чисел и фигур, которые можно ставить в соответствие с небесными телами и их движением и звучаниями, которые организованы и упорядочены. Так описывается мировая гармония . Общая картина мировой гармонии находила подтверждение и обоснование в философии, в том числе и натурфилософии. Что касается разного рода практических умений и навыков, то они относились к специальному образованию, получавшемуся в коллегиях, цехах и в домашнем обучении, как это и было прежде. Такая система подготовки людей действительно формировала нового человека и новые общие места, которыми он руководствовался. Если в условиях устной речи аудитория влияла на общие места текстов, то теперь, в условиях развития письменной речи и образования, необходимого для функционирования письменной речи, аудитория сама формировалась письменной речью. Влияние аудитории на общие места можно усмотреть только в создании духовной морали. Дело в том, что фольклорная мораль есть практическа мораль. Ее цель --- создание и защита материального благополучия семьи, рода и племени. В ней отсутствует принцип веры, нет запретов на воровство и убийства, а семейные отношения полов регулируются обычаем и материальными возможностями. Духовная мораль, признавая все принципы практической морали, дополняет их запретами на воровство, убийство, прелюбодеяние и укрепляет их строгими принципами речевого поведения. Духовная мораль обеспечивает существование и сосуществование неродственных больших, практически безгранично больших групп людей. Но для того, чтобы это могло состояться, нужно изменить духовную природу человека ("не гневайся", "не завидуй", "не вожделей" и т. п.). Изменение духовной природы человека может быть основано только на вере. Не на веровании, а на вере как на доверии к существующему высшему закону, управляющему вселенной. Вера как безусловное доверие к высшему закону свойственна не только восточным религиям (иудаизму, христианству, исламу), но и религиям дальневосточным (индуизму, буддизму, конфуцианству, даосизму, синтоизму) и центральноазиатским (таким, как зороастризм).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сосредоточение общих мест письменной речи в образовании» з дисципліни «Теорія риторики»