Обучение человека языку слов происходит одновременно с обучением его речевым действиям. Если человек не обучен речевым действиям, то он не может научиться словам, так как вне диалога обучающего с обучаемым нельзя изучить форму и значение слова. В дописьменной речи нет словесной систематизации слов с точки зрения их формы и значения. Словарь детского языка или диалекта - это память отдельного человека, которая отбирает и хранит нужные ему слова. Но в фольклоре существуют общепринятые правила этикета речи, которые не являютс общими этикетными правилами. Общие этикетные правила касаются отношений старших и младших, приема гостей, вежливого поведения по отношению к родственникам и соседям. Эти правила этикета касаются внеречевого общего поведения человека. Свод этих правил отражен в фольклоре и передается как обычаи, несколько различные в своих формах у разных народов. Так, по прежним обычаям поведения гостя за столом в Тверской губернии, если гость хотел показать, что он больше не хочет пить чай, он должен был перевернуть стакан или чашку вверх дном и так поставить на стол. После этого жеста гостя хозяин не должен был настаивать на дальнейшем чаепитии. Подобные этикетные правила уже не могут применяться не только в России, но и в иных русских губерниях. Речевой этикет есть не общие этикетные правила, а относится только и исключительно к речи. Правила речевого этикета при различии форм пословичного словесного выражения и при различии фольклорных образов, специфичных для каждого фольклора, едины у разных народов и представляют собой универсалию речевого поведения. Универсальны эти правила потому, что без них нельзя построить никакой язык как средство общения. Поэтому поговорка: Молчит как воды в рот набрал - свойственна русскому языку, а в другом фольклоре этот же смысл будет выражен иным поэтическим образом, но сохранит прозаическую идею - упорно молчать, несмотря ни на какие вопросы или обстоятельства бытового контекста речи. Пословичные правила речевого этикета как прозаические смысловые инварианты занимают в сборниках пословиц любого народа примерно одну треть их общего числа. Часть из них относится одновременно и к речи, и к ментально-духовному поведению. Например, есть дигорская осетинская пословица: Ворона дерьмо клевала, а крылья поднимала . Эта пословица может обозначать неуместную тщательность, особенно в этикетном поведении, которая характеризует умственное поведение, скорее всего, какой-то дамы, которая осуждает другую за те некрасивые поступки, которые совершает она сама. Однако пословица применяется тогда, когда такая неуместная тщательность получила у дамы словесное выражение. Но кроме этих пословиц, обсуждающих духовно-словесное поведение, есть пословицы, прямо рассматривающие только речевое поведение: "Ест неладно, говорит нескладно", "У лжеца дом сгорел, никто не поверил", "Конь скачет, всадник похваляет ся" и многие другие. Пословицы, описывающие и регулирующие речевое поведение, относятся либо прямо и только к речи, когда в них есть слова, обозначающие речь, или к речимысли, когда в них описываются правила, регулирующие речемыслительный процесс. В этом случае отнесение содержания пословиц к речи совершается как иносказание. Например, Слова - жемчуг, но когда их много, они теряют цену и Хотел поправить бровь, а выдавил глаз (о неуместном речевом и неречевом поступке). Рассмотрение прозаических инвариантов прямых и переносных пословиц о речи обнаруживает правила фольклорной (народной) риторики. В основании этих правил лежит оценка роли речи: 1) "Умный языком, глупый руками"; 2) "Язык - один, уха - два, раз скажи - два раза послушай"; 3) "Сказанное слово - серебро, смолчанное - золото". Прозаический смысл этих пословиц таков: речь (диалог) важнее действия, слушание важнее говорения, мысль важнее речи. Связь этих трех пословиц такова: мысль порождает речь (и действие), слушание порождает восприятие мысли, восприятие мысли порождает действие. Но эта цепочка не исчерпывает сложности соотношений речи, мысли и действия. Таблица 3.7 (стр. 260) обобщает соотношение прозаичных смыслов пословиц о речи. Эта же матрица преобразуется в таблицу 3.8 (стр. 360), представляющую собой матрицу связей между смыслами пословиц. Из этих норм вытекают правила: если к тебе обратились с речью, следует оставить любые занятия и выслушать речь; если к тебе обратились с речью в тот момент, когда ты произносишь речь, следует замолчать и выслушать речь; если нет мысли, которая рождается в душе благодаря диалогу, то дело не может состояться Таблица 3.7
Таблица 3.8
Это правила человеческого поведения (в отличие от животного). Человеческое действие посредовано и найдено, изобретено благодаря речи, животное же прямо действует по своей мысли, не вступая в диалог. Так фактически различается социальное и этологическое поведение человека. Социальное поведение посредова но диалогом и потому коллективно, хотя бы в замысле. Поскольку диалог связан с действием, а социальное действие всегда коллективно, информационные отношения должны быть таковы, чтобы речь не разрушила общества. Из сказанного выше выводится закон: Основные правила диалога предполагают социализацию человека через речь. Назовем этот закон законом диалогической социализации . В диалоге правила ведения речи предполагают правление социальных и смысловых законов речи. Поэтому пословицы запрещают нарушение единства общества: "Слово ранит сильнее, чем топор, только кровь не льется".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основное правило этоса в диалоге» з дисципліни «Теорія риторики»