Образ автора любого рукописного сочинения имеет ту особенность, что он слабо отделен от переписчика. Переписчик является как бы соавтором сочинения. Это объясняется тем, что переписывалось и брошюровалось не одно сочинение, а несколько, и так возникал компилятивный сборник, не повторяющий своим составом другие сборники. Переписчик, соединяя, обычно по воле заказчика, разные сочинения в одно целое, тем самым создавал единый смысл созданной книги, составленной из разных сочинений и их фрагментов. Учебная литература нередко исполнялась как запись лекций дидаскала или профессора, являясь по сути дела стенограммой, так или иначе обработанной учащимися. Любое сочинение поэтому в образе автора отражало традицию умственности и научения, будь то собственно учительные сочинения (например, гомилетика - жанр "слова") или развлекательные (как, например, "Моление Даниила Заточника"), в которых иносказательное лукавство служило не только дл забавы, но и для ума как ловкое иносказание. Таким образом, общий образ автора --- традиция умственности. На русской почве этот образ автора разделялся по жанру сочинений: 1. Священное писание (перевод). 2. Гимнография (переводная и местная). 3. гомилетика (переводная и местная). 4. Жития и повести (история). 5. Хожения (география). 6. Учебные книги (грамматика , риторика и т. п.). 7. Разное (сочинения по практическим предметам --- домоводство, переводы и т. п.). 8. Летопись. Принято справедливое мнение, что в этих жанрах образ автора совпадал с образом предмета. 1. Священное писание --- Ветхий и Новый Завет, их части в той или иной редакции --- основная книга, в которой выделяются некоторые важные части разного направления образа автора: псалтырь --- основа гимнографии --- обращенность внутрь себя, самовоспитание, как и новая гимнография. Евангелие --- истори и богословие, Послания и Деяния апостольские --- толкование нормы жизни, Апокалипсис --- мистическая гносеология , Книга Бытия --- натурфилософия. 2. Гимнография --- часть литургики, самочувствие человека в его отношении к самому себе, к соборности церкви и Божественной воле. 3. гомилетика (жанр "слово") --- учительное толкование правил жизни и важнейших жизненных ситуаций. 4. Жития и повести --- исторические примеры, как правило, для подражания. 5. Хожения --- описания стран и народов, а также пути в Иерусалим к святым местам вместе с их описанием. 6. Учебные книги --- истолкование основ знания и литературной техники. 7. Разное --- сочинения по предметам общежития. 8. Летопись --- свод документов, их фрагментов и рефератов с целью зафиксировать погодно все важнейшие события. Жанровая направленность смысла сочетает образ автора с пафосом жанра в одно целое.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Жанровый образ автора рукописного сочинения» з дисципліни «Теорія риторики»