Употребление слова или конструкции вместо ожидающейся другой или как перестановка с видимым нарушением смысла: “Нева металась, как больной в своей постели беспокойной” А. С. Пушкин. Здесь эналлага эпитета (“беспокойный”) создает эффект олицетворения, перемещая центр восприятия на объект: для больного беспокойна именно постель. Как риторический прием, наиболее значима эналлага-подстановка а) глагольных форм — употребление настоящего времени глагола вместо прошедшего и будущего времени вместо настоящего; б) личных и притяжательных местоимений (и лица глагола), использование местоимений первого лица “я,” “мы” вместо местоимений второго “ты,” “вы” или третьего лица “он,” “они.” Эналлага местоимений первого и второго лица используется для объединения аудитории, эналлага местоимений третьего лица используется для разделения аудитории. “Я изыскатель истины бытописаний человеческих, чем я должен истине Божией? — Не попусти себе тупым взором видеть в бытиях человечества только нестройную игру случаев и борьбу страстей или слепую судьбу, изощри свое око и примечай следы провидения Божия, премудрого, благого и праведного. Остерегись, чтобы не впасть в языческое баснословие, доверчиво следуя тем, которые в глубине древности мира указывают так называемые ими доисторические времена. У язычников басня поглотила истину древних событий, мы имеем истинную Книгу Бытия, в которой нить бытия человеческого начинается от Бога и первого человека и не прерывается, доколе, наконец, входит в широкую ткань разнородных преданий и бытописаний.” Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. B примере местоимение “я” использовано вместо местоимений второго лица, а единственное число второго лица глагола — вместо множественного числа.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эналлага (подстановка)» з дисципліни «Курс російської риторики»