Первоначальная цель консультирования — оказывать содействие подросткам, помогая им изучать свои чувства и мысли, лучше понимать себя, принимать собственные решения и давать им оценку. Следует подчеркнуть, что ранее упоминавшиеся приемы активного слушания (ободрение, успокаивание, поддержка, перефразирование, обобщение, отражение) являются более нейтральными, чем постановка перед клиентом вопросов. Вопросы являются самой распространенной формой активного слушания. Получение информации о клиенте, побуждение его к самоанализу требует от консультанта умения задавать вопросы. Задача консультанта — задать такой вопрос, чтобы человек мог проанализировать свои действия, понять и изучить себя, найти собственный резерв для принятия решения. Задавая вопрос, консультант должен дать человеку возможность показать себя, дать консультанту максимум информации. Все вопросы делятся на открытые и закрытые Различаются они степенью свободы выбора ответа. Открытый вопрос предполагает широкий диапазон ответов. Ответ на закрытый вопрос обычно состоит из одного слова. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ «Да» или «Нет». Например. «Хорошо ли Вы себя чувствуете?», «Можем ли мы встретиться через неделю?». Закрытые вопросы часто начинаются с таких слов: «Вы были?», «Вы делали?», «Вы ходили?», «Сколько?».
Закрытые вопросы обычно используются в медицинской практике, когда врач получает информацию о пациенте, чтобы назначить лечение выявленного заболевания. Например: «Есть ли у Вас аллергическая реакция на пенициллин?», «Раньше Вы принимали анаприлин?». Они совершенно уместны в таких ситуациях, так как решение о тактике лечения больного принимает врач. Однако при консультировании главное — самоисследование. Это означает, что в конечном итоге решение о какихто действиях находится в руках клиента, а не консультанта. Закрытые вопросы соответствуют также более авторитарной атмосфере, аналогичной той, к которой подросток привык, когда ему задавали вопросы учителя, врач, медсестра, родители. Открытые вопросы дают возможность для широкого диапазона ответов. Они часто начинаются с таких слов как: «Что?», «Не могли бы вы?», «Не хотите ли?», «Как?». Открытые вопросы позволяют обсуждать чувства клиентов. Например, «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вас расстроило?». Открытый вопрос может выявить много важного о подростке, и консультанту будет легче ему помочь. Открытые вопросы побуждают клиента исследовать свои установки, мысли, чувства, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир. Важно помнить, что открытый вопрос должен соответствовать правилам «вербального следования», т. е. вопрос должен предлагаться по тому предмету, который обсуждается и был затронут самим клиентом.
В жизни закрытые вопросы не улучшают коммуникацию, ими следует пользоваться только при определенных ситуациях, например при сборе анамнеза или в других случаях, когда нужна четкая конкретная информация. В процессе общения, тем более в консультативном процессе, лучше не использовать закрытые вопросы. Для того чтобы улучшить свое межличностное общение стоит учиться задавать открытые вопросы. Любой закрытый вопрос можно переделать в открытый и наоборот.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Выяснение, уточнение, техника постановки вопросов» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»