Вселенная продиктовала, а человек выявил в беспорядочной россыпи звезд неповторимые узоры созвездий. И приписал им историю Богов, героев и легендарных персонажей. У каждого народа были на сей счет свои истории. Но до нынешних времен дожили в основном мифологизированные рассказы древних греков и римлян. Причем не следует думать, что у тех была создана какая-то канонизированная история. Нередко существовали различные версии происхождения одних и тех же созвездий (а точнее -- их наименований). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой античный трактат по астрономии (а таких, по счастью, сохранилось несколько). Вот типичное рассуждение по поводу происхождения созвездия Водолея: ВОДОЛЕЙ. Многие говорят, что это—Ганимед. Рассказывают, что Юпитер похитил его у родителей, пленившись его замечательной красотой, и сделал виночерпием Богов. Он представляется взору так, словно выливает воду из урны. Гегесианакт же говорит, что это—Девкалион, ведь именно в его царствование с небес низверглось столько воды, что, говорят, сделался потоп. По мнению же Эвбула, это -- Кекроп; он упоминает о древности его рода и указывает на то, что до того, как люди получили в дар вино, при жертвоприношениях Богам употреблялась вода и что Кекроп царствовал до открытия вина. Гигин. Астрономия Озмер П.С. Квазары—зонды удаленных областей и ранних стадий нашей Вселенной // В мире науки. 1983. No 1. С. 15. Как видим, особой ясности относительно происхождения Водолея у античных авторов не было. Однако в последующие века предпочтение отдали легенде о Ганимеде, похищенном Зевсом (Юпитером), обратившимся в орла. Мифологическая история звездного неба оказалась вообще весьма удобной для астрономов (равно как и для астрологов). На протяжении всей истории науки и по сей день она мирно и бесконфликтно уживалась с церковными догматами, опытными наблюдениями и математическими расчетами. Благодаря такому научно-мифологическому симбиозу, знание легенд Древней Эллады и Рима поддерживалось и сохранялось со всеми подробностями в различных слоях общества даже в самые неблагоприятные для науки времена. По астрономическим текстам, которые античные авторы облекали к тому же еще и в поэтическую форму, можно было запоминать во всех деталях и многообразии имен «преданья старины глубокой»: А от обоих хвостов [созвездия Рыб] начинаются словно бы цепи, Тянутся с разных сторон и в одной сочетаются точке. Цепи скрепляются здесь большой и прекрасной звездою, В силу того получившей прозвание «Узел небесный». Левое пусть для тебя плечо Андромеды приметой Северной Рыбы, вблизи от нее расположенной, будет. А оконечности стоп на супруга ее указуют: Ведь не случайно они над плечами Персея несутся. Он обращенье влачит на северном круге, где равных Нет созвездий ему. Десница его протянулась К тещину трону; в пылу погони он шаг исполинский, Пылью блестящей покрыт, стремит по родителю Зевсу. С левым бедром по соседству персеевым, все совокупно, Мчатся Плеяды. Для всех небольшого пространства довольно, И для прямых наблюдений они недостаточно ярки. Семь раздельных путей им людская молва приписала, Но человеческий глаз только шесть различает на небе. Пусть не бывало еще на памяти смертного рода, Чтобы безвестно звезда хоть единожды с Зевса исчезла, Все-таки наперекор семерых называет преданье. Их имена: Келено, Алкиона, Меропа, Электра, Также Стеропа, Тайгета и с ними владычица Майя. Тускл их свет, одинаково слаб, но волею Зевса Славно явление их на заре и в вечернюю пору: По мановенью его возвещают Плеяды начало Лета, ненастной зимы, и пахоты верные сроки. Арат. Явления Конечно, для современного русскоязычного читателя особый интерес представляют созвездия, знакомые ему по северному небу. Среди них наиболее известны Большая и Малая Медведицы (Большой и Малый Ковши). История их наиболее разработана и в античной мифологии. Тот же Гигин, суммируя данные многих предшественников, рассказывает.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗВЕЗДНЫЕ ПИСЬМЕНА» з дисципліни «Таємниці всесвіту»