Опыты Мозера вызвали огромный интерес; многие физики полагали, что его выводы «обещают приобрести столь же большое значение, как некогда открытие Вольтой электрического столба». Однако вскоре против его теории невидимых лучей были высказаны очень сильные и веские возражения. Роберт Гонт приписал «потные» изображения не свету, приходящему в скрытое состояние, а скрытой теплоте и даже противопоставил фотографии термографию. Подобным же путем пошел Кнорр, горячо возражавший в ряде статей против моэеровского «скрытого» света. Но Физо еще в 1843 г. утверждал, что для получения «потных» изображений не нужно ни световых, ни тепловых лучей и что они происходят вследствие изменения поверхности пластинок или, точнее, вследствие изменения всегда прилипающего к ним слоя воздуха. Эрвин Вейдель путем убедительных опытов добился того, что эта точка зрения стала общепризнанной. Он по желанию то снимал с пластинки слой газа, полируя ее прокаленным древесным углем, то, наоборот, наводил слой газа, натирая ее порошком, который впитывал в себя много газа. Таким образом он показал, что «потные» фигуры не появляются в том случае, когда оба соприкасающихся тела свободны от всяких прилипших слоев газа, а равно и в том случае, когда оба они покрыты совершенно одинаковыми слоями, и что происхождение этих изображений следует объяснить только различием газовых слоев, покрывающих тела, с которых снимается изображение, и тела, которые его воспринимают, а также изменениями, происходящими в этих слоях. Эта теория могла быть затем применена и для объяснения электрических изображений, которыми в это время очень много занимался Карстен. Она же, пожалуй, могла дать удовлетворительное объяснение и для некоторых интересных явлений, замеченных Берцелиусом и наблюденных Уэллером при многих опытах. А именно, если на стеклянную пластинку налить насыщенный раствор какой-либо соли, например фосфорнокислой аммиак-магнезии, и провести пером несколько линий по пластинке, то при выкристаллизовывании эти линии становятся заметными по накоплению на них маленьких кристаллов. При всем том, однако, изменение йодированной серебряной пластинки в камере-обскуре все еще оставалось необъясненным и не было установлено, в какой мере оно зависит от механических изменений поверхности и в какой — от химических процессов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАБОТЫ МОЗЕРА И „ПОТНЫЕ" ИЗОБРАЖЕНИЯ» з дисципліни «Історія фізики»