Еще большее значение и вполне заслуженную известность имеют опыты Савара о пределах слышимости, так как они впервые производились при помощи прибора, дающего возможность непосредственно определять число колебаний какого-нибудь тона. До этого времени прямой подсчет числа колебаний был невозможен, и число колебаний исчислялось лишь косвенным путем. Колесо Станкари едва ли применялось кем-либо другим кроме самого изобретателя, да и он, по-видимому, не получил с ним точных результатов. Первый механический счетчик звуковых колебаний был устроен в 1819 г. Каньяр-Латуром 2, который дал своему прибору очень мягкое название сирены. Последняя в основном состояла из легкого вращающегося около оси металлического диска, по окружности которого были вырезаны прямоугольные зубцы равной ширины с равными между ними промежутками, или в котором, несколько отступя от окружности, были вырезаны отверстия равной величины на равных расстояниях друг от друга. Из отверстия тонкой трубки можно было пускать струю воздуха или какой-нибудь жидкости на зубцы или в промежутки между ними; при вращении диска струя, периодически прерываясь, давала определенный тон. Вскоре после того зубцы на окружности или отверстия в диске стали прорезывать косо, так что диск приводился в движение самим током жидкости. К аппарату мог быть присоединен особый счетчик, который давал возможность определить число оборотов колеса, а следовательно, и частоту колебаний. Впоследствии Зеебек в своих теоретических исследованиях часто прибегал к сирене и рекомендовал ее для общего пользования. Он постарался усовершенствовать этот прибор; с этой целью он расположил отверстия несколькими концентрическими кругами, дабы иметь возможность сравнивать аккорды тонов. При определении высшего предела слышимости Савар тоже воспользовался сиреной, но для получения более отчетливых тонов он вместо воздушного тока применял какое-либо маленькое клинообразной формы тело, например игральную карту, о которую и ударялись зубцы. Таким образом, верхний предел слышимости он установил при 24 000 полных или 48 000 простых колебаний в секунду. Но так как уже при 15 000 колебаний тоны были слабо слышны, а потом они были едва ощутимы, то этим путем нельзя было точно установить порог слышимости. Во всяком случае, предел слышимости зависит от способа воспроизведения звуков. Для определения предела слышимости низких тонов он устроил другой аппарат, состоявший из железной полосы в 21/2 фута длины, 2 дюйма ширины и 6 дюймов толщины, вращающейся около оси, которая проходила через широкие стороны полосы. При своем вращении полоса проходила свободным концом между двумя тонкими пластинками не более, как на расстоянии 1 мм от каждой. При этом получался настолько сильный тон, что он заглушал и человеческий голос и органную трубу. По оценке лиц, в большом числе присутствовавших при этих опытах, при 14—16 простых колебаниях в секунду был еще слышен протяжный тон. Однако и этот предел Савар не считает абсолютным, потому что случалось улавливать и более низкие тоны, когда полоса замедляла свою скорость. Заключение Савара о движениях в слуховом органе также очень важно. Он нашел, что слабо натянутая перепонка приводится в колебание любыми звуками и что воздушные колебания приводят ее в движение совершенно так же, как твердое тело, поставленное перпендикулярно к ее плоскости. Этим опровергалось ходячее в то время мнение, будто барабанная перепонка должна изменять собственный тон для восприятия различных звуков, и устанавливалось значение слуховых косточек для передачи колебаний.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРЕДЕЛ СЛЫШИМОСТИ. СИРЕНА» з дисципліни «Історія фізики»