Во всех подобных случаях материальные частицы ведут себя, как совершенно косные массы, т. е. как массы, лишенные самодеятельности какого бы то ни было рода. Они могут быть сдвинуты с места, приведены в движение и остановлены, но всегда сторонними причинами, лежащими вне них. В частицах нельзя открыть ни малейших следов самостоятельной и свободной воли». «Такое пассивное сохранение всякого данного состояния, такое отсутствие самодеятельности получило название косности или инерции (inertia)». «Опыт открывает нам много других свойств материи, не вытекающих необходимо из ее сущности, — свойств, которые не необходимы, чтобы сделать материю доступной нашим чувствам, но знание которых очень важно по следующей причине: будучи обычными спутниками основных условий материальности, они косвенно дают нам знать о существовании последних, когда условия эти почему-либо непосредственно недоступны для наших чувств». «Притяжение (attraction) тоже является одним из таких случайных свойств, которое может свидетельствовать о материальности тел, когда непосредственные чувственные восприятия не дают нам на этот счет никаких показаний. Выше я сказал, что частицы всех известных тел действуют друг на друга притягательными и отталкивательными силами. Обратно, доказанное присутствие или деятельность этих всеобщих сил в неизвестном нам начале дает нам право заключить о материальности этого начала. Так, например, свет неосязаем, в нем нельзя установить какого-либо расширения, он невесом, по крайней мере, для наших весов, он настолько тонок, что ускользает от всяких попыток уловить его и сделать ощутительным для наших чувств. Но когда мы пропускаем свет через прозрачные тела, мы видим, что при прохождении он преломляется, изгибается, как будто его отталкивают силы, исходящие из поверхности тела, и, наоборот, притягивают частицы, из которых тело состоит. Совокупность этих явлений приводит нас, таким образом, к выводу, что свет есть материальное начало, состоящее из особенно мелких частиц, устроенных симметрично по отношению к некоторым плоскостям, проявляющих своеобразное притяжение и отталкивание и, наконец, движущихся в пустоте или в прозрачных телах с определенной поддающейся измерению скоростью». «Существуют еще и другие начала, которые действуют на материальные тела, не будучи доступны прямо ни зрению, ни осязанию, ни взвешиванию на каких-либо весах, — начала, которые проявляют для наших чувств еще меньше материальности, чем свет, но о материальном характере которых, тем не менее, свидетельствуют столь же веские и даже еще более веские доводы. Таковы неизвестные начала обоих электричеств, так называемого смоляного и стеклянного».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОСТИ НАЧАЛ» з дисципліни «Історія фізики»