Действительно, в своем последнем труде Кант сделал значительный шаг от метафизических основ естествознания по направлению к физике. Substance purement grave и fluide déférent Делюка находились в близком родстве с кантовой весомой материей и его эфиром; и Кант в нескольких местах своего сочинения цитирует этого физика. Хотя о Лесаже Кант в этой работе нигде не упоминает, тем не менее, он сходится с ним в том отношении, что все движущие силы он приписывает невесомой материи и к последней относит начало всех движений. Принципиальное различие обеих теорий заключается только в том, что Лесаж приписывает своему эфиру одни лишь механические силы, одни только прямолинейно-однообразные движения, а Кант наделяет свое невесомое вещество динамическими силами, являющимися первичной причиной движения и признает только внутренние колебательные движения. Стоя на почве кантовских воззрений, можно было бы сговориться и с не слишком упорным атомистом, если бы последний не настаивал на абсолютно пустом пространстве и на абсолютной неделимости атомов, а примирился бы с пространствами, не содержащими весомой материи с фактически нераздробимыми мельчайшими частицами весомой материи. Во всяком случае, Кант, опередив свое время, выдвинул на передний план представление о внутреннем движении всей материи. И когда Кант утверждает, что материя может стать объектом опыта только как нечто движущееся, движущее и движимое, что, следовательно, материю можно понять, только представляя ее себе находящейся в постоянном непрерывном внутреннем движении, — он переносится в круг тех воззрений, которые получили признание в физике лишь после разработки новой теории теплоты и механической теории газов, а затем, постепенно получили всеобщее распространение. Материю только и можно себе представить и объяснить, как нечто движущееся; всякая материя — твердая, жидкая, газообразная — всегда находится в непрерывном внутреннем движении. Это драгоценнейшее зерно посмертного труда Канта, которое ныне постепенно развивается и крепнет, благодаря исследованиям новейшей физики, и которому метафизические основы естествознания казались столь чуждыми — это зерно свидетельствует не только о важности незаконченной работы Канта, но и о состоятельности всей его критической системы, по крайней мере, поскольку последняя продолжает оставаться в чисто теоретико-познавательной области.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОТНОШЕНИЕ ЭФИРА К ФИЗИКЕ» з дисципліни «Історія фізики»