Готфрид Вильгельм фон-Лейбниц, родившийся 21 июня 1646 г. в Лейпциге, изучал в Лейпциге и Йене право, а вместе с тем философию и математику у известного йенского профессора Вейгеля (1621 — 1699). Во время путешествия в Париж и Лондон с 1672 по 1676 г. он познакомился с замечательнейшими математиками и натуралистами обеих столиц, с картезианцем Арно, Гюйгенсом, Коллинсом, Ольденбургом, Бойлем, а проездом через Голландию он посетил и Спинозу. В 1676 г. он стал директором Ганноверской библиотеки и в этом городе умер 14 ноября 1716 г. Еще в начале семидесятых годов XVII столетия Лейбниц вполне сходился с Декартом во взглядах на сущность материи и настаивал на том, что в телах существует только величина, форма, движение и нет никаких скрытых свойств, сил и вообще ничего такого, чего бы нельзя было объяснить механически. Он, однако, не был картезианцем; по его мнению, и в натурфилософии Аристотеля заключается много такого, что при правильном истолковании может оказаться верным; относительно же существования или не существования пустого пространства он еще колебался. Но вот в 1684 г. Лейбниц выступает с предостережением против слишком широкого применения картезианских начал; и 1686 г. появляется в печати его первое возражение против Декарта, и с этих пор начинается развитие его системы в духе прямо противоположном системе французского философа. По всей вероятности в этом повороте мнений немалую роль сыграла оппозиция против атеиста Спинозы, сводившего, по примеру Декарта, сущность материи к одному протяжению: доказательством этого служит замечание самого Лейбница, что без признания силы в материи нельзя избежать спинозизма. С 1686 г. Лейбниц начал излагать в письмах, а с 1690 г. помещать в журналах основы своей системы монад и предустановленной гармонии. Он указывал, что нет возможности открыть причину истинного единства (природы) в одной материи или в том, что только пассивно. Истинные единицы или простые субстанции определяют понятием силы. Отсюда всякая монада (единичное существо) наделена, наряду с пассивной силой сопротивления, и активной силой, проявляющей свое действие, лишь только удалены препятствия; так, натянутая тетива лука требует только освобождения, чтобы обнаружить свое действие. Материя есть необходимое следствие силы. Сила же имеет две стороны, активную и пассивную. Пассивная есть сила сопротивления или инерция; активная есть душа материи, присущее ей по природе стремление к движению. Но хотя субстанция и состоит исключительно из силы, тем не менее, никогда не удастся составить себе чувственного представления о силе или получить возможность демонстрировать ее на опыте. Никакой анализ не откроет нам источника всей мировой деятельности; сила есть не физическое, а метафизическое понятие. Этим мы, с одной стороны, значительно приблизились к сфере понятий последователей Ньютона, защищавших всеобщее тяготение как общее свойство материи; с другой стороны, здесь налицо еще значительное расхождение, так как Лейбниц своему понятию о силе придает одно метафизическое, а не физическое значение и не защищает действия на расстоянии даже с метафизической точки зрения. Напротив, деятельная сила одной монады никогда не действует на другие монады иначе, как исключая их из себя и, следовательно, прямо ограничивая их. В этом отношении у Лейбница, как и у Декарта, возможно только непосредственное действие. Но раз Лейбниц предположил в материи присущее ей стремление к движению, последователи Ньютона могли решиться соединить такое стремление к движению с действием на расстояние и объяснить им последнее. Монадология Лейбница должна была быть исключительно метафизической системой; и едва ли какой-либо физик когда-нибудь пытался принять ее без изменения за основу своих теоретических начал; тем не менее, она впоследствии оказала некоторое слияние на физику, по крайней мере, косвенное. Декарт исключил из материального мира понятие силы, в смысле первоначально действующей причины движения; Лейбниц же именно в этом последнем понятии признал истинную сущность материи. Физики, в своем затруднительном выборе между Декартом и Ньютоном, приняли с радостью новое представление о стремлении материи к движению; и хотя они не нашли никакого дальнейшего приложения для монадологии Лейбница, тем не менее приняли ее охотно как подкрепление ньютоновских идей. Таким образом к математическому представлению Ньютона о силе присоединилось в качестве желанного союзника метафизическое учение Лейбница.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Готфрид Вильгельм фон-Лейбниц» з дисципліни «Історія фізики»