В период 1990-х гг. отношения России с Японией были для нашей страны центральными в АТР. Приоритетная роль Страны восходящего солнца для России объяснялась несколькими причинами. Как уже отмечалось, во-первых, Япония являлась высокоразвитой экономической державой, сотрудничество с которой отвечало интересам российской экономической модернизации, во-вторых, Япония была главным стратегическим союзником США в Азии, что делало ее полезной и для развития всего западного направления внешней политики России. Со своей стороны, Япония испытывала к России интерес как к альтернативному поставщику сырья и энергоносителей. Не менее важной для Японии была и роль России в качестве возможного противовеса Китаю как новой региональной сверхдержавы. Российско-японские отношения в 1990-е гг. продолжились в рамках той ли-нии, которая была намечена еще М.С. Горбачевым во второй половине 1980-х гг. Суть ее заключалась в попытках найти пути развития взаимных контактов, прежде всего в экономике, без серьезных политических уступок с обеих сторон. Важнейшей же проблемой двусторонних политических отношений был и до сих пор остается территориальный вопрос. В своих отношениях с Россией Япония пыталась связать решение территори-альной проблемы с развитием экономического сотрудничества. На руку японцам в этом вопросе были и распад СССР, и углубление экономического кризиса в россий-ской экономике в начале 1990-х гг. По этой причине был перенесен первый офици-альный визит в Японию президента Б.Н. Ельцина. Намеченный на 1992 г., он состо-ялся только в октябре 1993 г. Его наиболее важным итогом стало подписание То-кийской декларации, в которой Москва заверила Токио в том, что намерена поло-жительным для Японии образом разрешить территориальный спор вокруг группы островов Хабомаи и островов Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сроки решения терри-ториальной проблемы при этом не оговаривались. Хотел ли Б.Н. Ельцин дать импульс решению территориальной проблемы или только имитировал такое желание, до сих пор неизвестно. Но его визит, хотя и не привел к прорыву в отношениях, тем не менее, положительно сказался на развитии экономических связей двух стран. К 1995 г. объем двусторонней торговли достиг уровня 6 млрд долл. Имея положительное сальдо в торговле с Японией, Россия поставляла в эту страну сырьевые продукты, металл и энергоносители, а закупала машины и оборудование. В 1990-х гг. объем японских инвестиций в российскую экономику, однако, находится на достаточно низком уровне, и среди иностранных инвесторов по объему инвестиций Япония занимала только 11 место. В 1997–1998 гг. уровень политических отношений несколько повысился – со-стоялись контакты лидеров двух стран сначала в Красноярске, а затем и в японском городе Кавана. В ноябре 1997 г. во время встречи на высшем уровне в Красноярске был со-гласован «план Ельцина – Хасимото», предусматривавший расширение инвестици-онного сотрудничества двух стран и содействие Японии реформам в Российской Федерации, которая выражалась в выделении кредитов под закупки Россией япон-ских товаров. Несмотря на доверительный характер переговоров «без галстуков», прорыва в политических отношениях сторон снова не произошло, и мирный дого-вор не был заключен. Прогресс в отношениях двух стран не состоялся в том числе и потому, что обострившиеся внутренние проблемы отвлекли лидеров России и Япо-нии от решения двусторонних вопросов в пользу национальных. Подводя итоги российско-японским отношениям в 1990-е гг., следует отме-тить, что в это время наметилось, во-первых, улучшение экономического климата этих отношений, а во-вторых, началось постепенное превращение спорных остров-ных территорий в объект российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. С избранием президентом России В.В. Путина политика России в отношении Японии стала более открытой. В отношении территориального вопроса Россия взяла на вооружение тактику, которую Япония много лет применяет в своих территори-альных спорах с Китаем. Она выражается следующей формулой – «это наша терри-тория, а вот вы у нас их оспариваете, у нас с вами проблемы нет, это ваша пробле-ма». В плане сотрудничества стороны старались удовлетворить частные, нередко спонтанно возникающие интересы, которые, в конечном счете, распространились практически на все области, включая контакты по линии спецслужб и военных. «На японском направлении у России политика есть, но нет долгосрочной стратегии, в равной мере, как её нет и с японской стороны. И поэтому мы строим все наши взаи-моотношения на решении текущих проблем» – отмечал в 2005 г. руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН В. Павлятенко. От-сутствие такой стратегии – не ошибка политиков и дипломатов, а следствие низкого уровня доверия между странами как на уровне политических лидеров, так и на уровне простых граждан. В этом плане российско-японские отношения в чем-то на-поминают отношения Японии и Китая – в экономике дела идут нормально, а в по-литике и на уровне межличностных контактов остается множество нерешенных во-просов. Таким образом, российско-японские отношения – это недоверительные от-ношения партнеров, которые вынуждены сообща решать вопросы, представляющие взаимный интерес. Центральное место в двусторонних отношениях в 2000-е гг. занимала эконо-мика. Встречи В.В. Путина с премьером Японии Е. Мори в 2000 и 2001 г., а также визит в Россию в январе 2003 г. японского премьера Д. Коидзуми подтвердили вза-имное намерение углублять взаимное экономическое сотрудничество. Стороны ста-ли осуществлять крупные проекты в области совместной разработки нефтегазовых месторождений в Сибири, Приморье и на Сахалинском шельфе. Японское прави-тельство оказывало финансовое содействие в виде страхования торговли и выделе-ния кредитов под эти проекты. В 2004 г. объем товарооборота между странами достиг рекордного уровня, превысив 8,8 млрд долл. (на 48,4 % больше, чем в 2003 г.). Товарная структура рос-сийского экспорта в целом существенных изменений не претерпела. Основу экспор-та традиционно составляли металлы, включая цветные и драгоценные (37 %), море-продукты (27 %), лесоматериалы (11 %). Заметно – в 2,3 раза – возросли поставки в Японию минерального сырья и топлива (угля и нефтепродуктов, удельный вес кото-рых увеличился с 13 до 20 %). В импорте из Японии преобладали машины и обору-дование: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары и средства связи. В числе наиболее важных проблем российского экспорта в Японию – крайне низкая степень переработки поставляемого сырья и продовольственных товаров. В особенности это касается морепродуктов, в экспорте которых Россия ежегодно теряет сотни миллионов долларов из-за отсутствия мощностей на российском Дальнем Востоке по их глубокой переработке. В ноябре 2005 г. состоялся официальный визит в Японию В.В. Путина, в ходе которого он отказался обсуждать с японскими политиками территориальный во-прос, отойдя, таким образом, от принципов Токийской декларации. Эта позиция российского лидера исходила как из возросшей экономической мощи страны, так и из-за неразберихи и разногласий между японскими политиками в территориальном вопросе. Смягчение японской позиции было вызвано прежде всего растущей мощью Китая, толкавшей официальный Токио к созданию системы региональных противо-весов этой стране, с участием в том числе и России. По этим причинам твердая ли-ния российского президента в территориальном вопросе была воспринята в Японии как данность и не повлияла ни на развитие экономических отношений двух стран, ни на решение японского правительства дать свое принципиальное согласие на вступление России в ВТО. В 2005–2007 гг. особенно заметно улучшилось отношение крупного японского бизнеса к идее сотрудничества с Россией. В частности, автомобилестроительные компании «Ниссан» и «Тойота» приняли решение о строительстве в России авто-сборочных производств. Другие компании – «Мицуи», «Марубени», «Мицубиси», «Ниссё Иваи», «Сумитомо» также повысили свою активность на российском рынке. В основе этой тенденции лежит признание японским деловым миром факта укреп-ления политической стабильности, очевидного экономического прогресса России и предпринимаемых российским руководством мер по совершенствованию экономи-ческого законодательства. Вместе с тем японские бизнесмены продолжают говорить о проблемах российского налогового, валютного и финансового законодательств, неэффективности их исполнения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Российско-японские отношения» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»