Если американские университеты первоклассные, мало кто скажет то же самое об американских школах. Все знают, что американская школьная система переживает кризис и что год от года ученики особенно плохо успевают по математике и точным наукам. Однако статистика показывает нечто иное. Действительная проблема Америки лежит не в качественном образовании, а в доступном. С момента введения в 1995 году, система Международных тенденций изучения математики и науки (МТИМИН) стала стандартом для сравнения образовательных программ во всем мире. Согласно самым последним результатам, датированным 2003 годом, Соединенные Штаты попадают в середину рейтинга. Показатели США превышают средний уровень двадцати четырех стран, включенных в отчет, но большинство стран, которые расположились ниже, - это развивающиеся страны, подобные Марокко, Тунису и Армении. Восьмиклассники успевали лучше четвероклассников (сравнивались эти две категории), но при этом отставали от сверстников в таких странах, как Голландия, Япония и Сингапур. СМИ сообщили эту новость с предсказуемой любовью к страшным сенсациям: «Экономическая мина замедленного действия: американские подростки худшие в мире по математике», - писал Wall Street Journa; Но даже если показатели по математике и точным наукам в США много ниже, чем у лидеров, подобных Сингапуру и Гонконгу, суммарные показатели скрывают глубокие региональные, расовые и социально-экономические колебания. Двоечники и троечники на- * Западная степень РhD (Doctor of Philosophy) не очень известна в России, но за рубежом ее обладатели считаются интеллектуальной элитой. Российский аналог РhD - степень кандидата наук. - Прим. ред. 206 ходятся в рейтинге ниже среднего по США уровня, хотя - как отмечено в одном исследовании, - «ученики американских школ в богатых пригородах имеют почти такой же рейтинг, как школьники в Сингапуре, считающемся абсолютным лидером по математике в системе МТИМИН»18. Есть ученики, которые продолжают бороться и поступают в лучшие американские университеты. Разница в оценках по точным дисциплинам между школами в бедных и богатых районах внутри Соединенных Штатов в четыре-пять раз больше, чем та же разница между средними показателями по США и Сингапуру. Иными словами, Америка - большая и многообразная страна, в которой существует настоящая проблема неравенства. Со временем она превратится в проблему конкурентоспособности, потому что если мы не будем учить и натаскивать треть работоспособного населения, чтобы оно могло найти себе место в «экономике знаний», это погубит страну. Но мы точно знаем рецепт: школьники из пяти ведущих школ Америки считаются одними из лучших в мире. Они напряженно работают, у них жесткий график обязательных и факультативных занятий, это может засвидетельствовать любой, кто недавно побывал в одном из студенческих городков «Лиги плюща»*. Я ходил в начальную и среднюю школу в Мумбаи - в превосходную Соборную школу им. Джона Коннона. Преподавание в ней (тридцать лет назад) базировалось на методике, которую часто называют «азиатской»: здесь упор делается на запоминание знаний и постоянное тестирование. На самом деле это старинный британский и европейский педагогический метод, который сегодня стал считаться азиатским. Мне приходилось запоминать огромный материал, который «срыгивался» на экзаменах, а после благополучно забывался. Когда я пошел в колледж в Соединенных Штатах, я столкнулся с совершенно иным миром. И хотя американская система практически исключает строгость и зубрежку, она значительно лучше в смысле развития способностей к мышлению, а это именно то, что необходимо для успеха в жизни. Другие образовательные системы учат сдавать тесты, американская система учит думать. ' «Лига плюща» - ассоциация восьми частных американских университетов. - Прим. ред. 207 Вне всякого сомнения, именно этой особенностью объясняется, почему в Америке так много предпринимателей, изобретателей и любителей риска. В Америке людям позволено быть смелыми, бросать вызов власти, терять все и оправляться после удара судьбы. Америка, а не Япония, дала миру несколько десятков Нобелевских лауреатов. Тарман Шанмугаратнам, бывший министр образования Сингапура, объясняет различие между системой своей страны и американской: «У нас обоих меритократия, - говорит он. - У вас меритократия таланта, у нас меритократия экзамена. Мы знаем, как готовить людей к сдаче экзаменов. Вы знаете, как использовать их талант во всю ширь. Важно и то, и другое, но есть определенные области интеллектуальной деятельности, которые мы не умеем тестировать - творчество, любопытство, страсть к неизведанному, амбициозность. Но самое главное, Америка обладает культурой образования, которая бросает вызов общепринятым взглядам, даже если это предполагает несогласие с властью. Именно этому Сингапур должен учиться у Америки». По этой причине чиновники из Сингапура отправились недавно в американские школы. Они хотели понять, как можно создать систему, которая взращивает и поощряет изобретательность, сообразительность и умение решать проблемы. Как писала газета Washington Post в марте 2007 года, специалисты из лучших школ Сингапура посетили Академию наук и спецшколу в Вирджинии, чтобы изучить методику американского образования19. Пока школьники «исследовали генетически измененные растения, зарисовывали в тетрадях листья и записывали объяснения учителя», гости из Сингапура «фиксировали, как долго учителю приходится ждать, прежде чем ученик ответит на его вопрос, насколько бойко школьники отвечают и как они отстаивают свои взгляды». Хар Хуи Пенг, представительница сингапурского института Хва Чонг, по словам Post, была поражена. «Просто наблюдая за школьниками, можно было видеть, как им интересен предмет, они не просто усваивали разжеванную информацию, - заметила Хар. - В Сингапуре в школьных лабораториях всегда полно учеников, но никто из них добровольно не вызовется дать ответ на вопрос учителя. Чтобы как-то стимулировать инициативу, институт Хва Чонг ввел в систему оценок 10-процентную надбавку за устное выступление» 208 Пока Америка восторгается искусством азиатов сдавать тесты, азиатские страны направляют в Америку эмиссаров, чтобы понять, как научить своих детей думать. Лучшие средние школы в Пекине и Шанхае делают ставку на независимые исследования, научную конкуренцию и клубы предпринимателей. «Мне нравится форма общения ваших детей, - сказала Розалинд Чиа, другая сингапурская учительница, побывавшая в Штатах. - Наверное, нам следует больше развивать в них эту способность - умение вести разговор со своими преподавателями». Такие перемены даются непросто. Действительно, недавно японцы попытались придать большую гибкость своей образовательной системе за счет упразднения прежде обязательных занятий по субботам и увеличения времени на изучение общих предметов, чтобы школьники и учителя могли больше общаться друг с другом. «Но переход Японии к ютори киойку, или к непринужденному образованию, -пишет Post, - вызвал обратную реакцию со стороны родителей, которые стали беспокоиться, что их дети недостаточно много учатся и стали хуже успевать в тестах». Иными словами, просто изменение учебного плана - навязанное сверху - может привести лишь к сопротивлению. Американская же культура приветствует и поощряет решение сложных вопросов, требовательное отношение к власти и неординарное мышление. Она позволяет людям ошибаться, а затем дает им второй и третий шанс. Она вознаграждает людей инициативных и оригинальных. Это те силы, которые действуют снизу вверх. Их невозможно создать правительственным указом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УЧИТЬСЯ ДУМАТЬ» з дисципліни «Постамериканський світ»