Этнический (националистический) терроризм характеризуется действием этнических или этно-религиозных субнациональных организаций, которые стремятся добиться независимости от какого-нибудь государства, то есть преследуют сепаратистские цели. Классическим примером является этнический террор в Северной Ирландии, где католическая Ирландская республиканская армия (ИРА) почти столетие вела борьбу против протестантской общины и британских властей за независимость и воссоединение Ирландии. В современном мире этнический терроризм представлен множеством примеров. В Европе это – баскская организация ЭТА в Испании, Фронт национального освобождения Корсики (ФНОК) во Франции. Значительно активнее и многочисленнее эти организации в развивающихся странах. К ним относятся палестинские террористические организации (например, ФАТХ), организации индийских экстремистов («Тигры освобождения Тамил Элама», сикхские и кашмирские боевики), Рабочая партия Курдистана в Турции и проч. Этническую окраску имеет и терроризм на Северном Кавказе в России. При этом следует подчеркнуть, что речь идет именно о боевых экстремистских организациях, ничего общего с которыми не имеют представительства этнических групп, решающие свои проблемы ненасильственным путем или отказавшиеся от террористических методов (например, франкофоны в канадском Квебеке, валлоны и фламандцы в Бельгии). Вторая разновидность терроризма – классовый, а точнее социально направленный терроризм, целью которого является социальное переустройство общества или отдельных сторон его жизни, а участниками негосударственные акторы. Наиболее известен левый терроризм, достаточно широко распространенный в период холодной войны в Латинской Америке и Европе. В 1960-е гг. в Латинской Америке под знаменем «городской герильи» развернули свою деятельность многочисленные левые (в СССР предпочитали называть их левацкими) террористические группировки. Первыми по времени появления среди них стали уругвайская «Тупамарос», венесуэльские «Левое революционное движение» и «Вооруженные силы национального освобождения». Несколько известных левых группировок действовало в Перу. Среди них «Сендеро Луминосо», официальное название которой «Коммунистическая партия Перу» - организация маоистского толка, а также «Революционное движение имени Тупак Амару», идеология которой представляла собой винегрет из марксизма-ленинизма и теории Че Гевары об «экспорте революции». Важную роль в активизации этих группировок сыграл «кубинский фактор»: пример кубинской революции вместе с настойчивыми попытками кубинских спецслужб экспортировать ее в страны американского континента, лежащие южнее Мексики. С начала 1970-х гг. городская герилья, постепенно сходящая к минимуму на периферии капиталистического мира – в Латинской Америке, начала перемещаться в его главные европейские центры. Существенную роль в становлении левотеррористических европейских группировок сыграли молодежные бунты, прокатившиеся по индустриально развитым странам в 1968 г. В их недрах сформировались почти все видные представители европейского терроризма, для которых акции протеста стали переходом от легальной деятельности к нелегальной. Наиболее известные среди этих группировок – «Фракция Красной Армии» (РАФ), провозгласившая целью борьбу с «преступным фашистским режимом» ФРГ и способствование там пролетарской коммунистической революции, и итальянские «Красные бригады». Кстати, особую роль в создании последней организации сыграл социологический факультет университета г. Тренто, находившийся под влиянием «новых» левых. На этом факультете в конце 1960-х гг. учились некоторые лидеры «Красных бригад», предпочтительный набор авторов книг которых был специфическим: Карл Маркс, Карл Клаузевиц, Герберт Маркузе, Мао Цзедун. «Бригадисты» руководствовались идеей о наличии в Италии революционной ситуации и возможности пролетарской революции в этой стране. Среди других известных левотеррористических организаций в развитых странах следует назвать «Прямое действие» во Франции, а также «Красную Армию Японии». Как и другие левые, эти группировки провозглашали своей целью провоцирование масс на борьбу за социализм, трактуемый в сталинском и маоистском духе. Немаловажную роль в самой возможности функционирования левых радикалов в развитых странах играла многосторонняя поддержка социалистических стран, прежде всего СССР, а также ГДР, откуда террористы получали материальную помощь, где многие из них учились и проходили боевую подготовку. В отличие от левого правый терроризм не апеллирует к классовым противоречиям, а провозглашает целью борьбу с демократическими ценностями и механизмами современных обществ. Правый террор проникнут духом шовинизма, расизма или национализма, часто зиждется на культе сильной личности и убеждении в превосходстве над остальной массой, утверждает тоталитарные принципы организации общества. Неонацизм – характерная черта ультраправых. В конце 1960-х гг. во многих странах Западной Европы и Америки ультраправые развернули свою террористическую деятельность. Главные очаги ультраправого терроризма базировались в Италии («Арийское братство», «Отряды имени Бенито Муссолини» и др.), Испании («Испанский антикоммунистический фронт», «Народная католическая армия» и др.) и Германии («Военно-спортивная группа Гофмана» и др.). Однако самой известной (хотя далеко не самой сильной и опасной) праворадикальной группировкой расистского толка является «Ку-Клукс-Клан» (ККК) в США. Она была создана еще в 1865 г. после Гражданской войны Севера и Юга, воссоздана в начале 1920-х гг. и действует до сих пор. Идеология ККК характеризуется как расистская и радикально фундаменталистски-протестантская. Третий тип терроризма – государственный терроризм. Он отличается от предыдущих типов, прежде всего, субъектами деятельности. Это могут быть, во-первых, государства, использующие методы тотального подавления гражданского общества и массовых репрессий. Примерами является сталинский, гитлеровский, полпотовский (в Камбодже) режимы. Во-вторых, методы, родственные террористическим, присутствуют в деятельности спецслужб многих стран мира – израильского Моссада, американского ЦРУ, российской ФСБ и других и применяются в ответ на экстремизм радикальных группировок. Так, после гибели израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г. от рук палестинской террористической группировки «Черный сентябрь» премьер-министр Израиля Голда Меир наложила резолюцию: «Всех уничтожить». Израильтяне приняли решение «отвечать террором на террор» - то есть уничтожать террористов, если нет возможности привлечь их к суду. Как показали дальнейшие события, это оказалось самым эффективным способом борьбы с террористами: к 1980 г. все из «списка приговоренных», а также большинство активистов «Черного сентября» были ликвидированы, а сама организация прекратила свое существование. Похожее решение принял Президент Путин в отношении гибели российских дипломатов в Ираке в 2006 г. от рук террористов. В- третьих, к государственному терроризму можно отнести деятельность стран, оказывающих всевозможные виды поддержки международным террористическим группам. В такой деятельности в настоящее время обвиняются Иран и Сирия. Конечно, государственный терроризм имеет свою специфику и с большим основанием может рассматриваться как самостоятельный феномен. Вместе с тем ему присущи общие «родовые» признаки терроризма, возможно, за исключением «демонстрационного эффекта»: и спецслужбы, и государства, причастные к террору, не склонны афишировать свою деятельность. Наконец, четвертая разновидность терроризма носит религиозный характер. Его участники – негосударственные экстремистские группировки, идеологией которых является то или иное религиозное учение, как правило, в фундаменталистской интерпретации. Сейчас уже почти подзабыты теракты, совершавшиеся японской сектой «Аум Синрикё» в Москве и Токио, а это была едва ли не первая религиозная террористическая группировка, с которой столкнулась Россия. Но, конечно, главным образом, здесь нужно говорить об исламском терроризме, представленном преступной деятельностью многочисленных группировок исламского мира – «Братья-мусульмане», «Хезболлах», «Хамас», «Аль-Каида», «Талибан», этно-исламистские группировки на Северном Кавказе и другие. Именно эта ветвь современного терроризма представляет наибольшую опасность для современного мира. Более подробно об исламском терроризме речь пойдет ниже. Подводя итог анализу разновидностей терроризма, стоит сослаться на примечательное мнение У.Лакера о их парадоксальном сходстве. У тех, кто занимается терроризмом, пишет ученый, существует определенная мировоззренческая общность. Они могут принадлежать к левой или правой части политического спектра, они могут быть националистами или, что реже, интернационалистами, но в основных моментах их ментальность вызывает удивительное сходство. Часто они гораздо ближе друг другу, чем сами подозревают. Подобно тому как технологией терроризма могут успешно овладевать люди самых разных убеждений, его философия также без труда преодолевает преграды, существующие между отдельными политическими доктринами. Она универсальна и беспринципна . В разные исторические отрезки времени преобладали разные виды терроризма . Начиная со второй половины XIX в. преобладал левый терроризм, хорошо известный по истории дореволюционной России (хотя существовал и правый, например, Ку-Клукс-Клан в США). Одновременно действовали радикальные националистические группировки – армяне, ирландцы, македонцы, сербы, которые пользовались террористическими методами в борьбе за национальную автономию и независимость. Для первой половины ХХ в. был наиболее характерен государственный терроризм, терроризм «сверху» (сталинская эпоха, фашизм). После Второй мировой войны левый терроризм опять на какое-то время является ведущим – как в развитых странах («Фракция Красной Армии» в ФРГ, «Красные бригады» в Италии, группа «Прямое действие» во Франции и др.), так и в развивающемся мире, особенно в Латинской Америке («Тупамарос», «Сендеро Луминосо» и др.) с характреными для последних методами городской герильи. Но постепенно левый терроризм сходит на нет. По-видимому, последним гвоздем, забитым в его гроб, стал коллапс социализма и социалистической системы. В настоящее время можно говорить о трех преобладающих видах терроризма – этническом, правом и исламском. Террористические организации этнического (националистического) типа не случайно относят к числу наиболее долговечных. Некоторые из них существуют более 100 лет, другие – десятилетия. Национализм стал одной из главных сил изменений в мировом сообществе в постбиполярном мире. Поэтому можно уверенно предположить: этно-националистический терроризм не только не исчезнет в обозримом будущем, но получит еще большее распространение. Современные ультраправые используют террористические действия с той же целью, что и в прошлом – для захвата власти. Но массовых фашистских (и подобных им) партий сейчас нигде нет. Левацкие группировки способны быть только пособниками каких-то других сил, занимающих более мощные позиции в политическом мире, но при этом близких им по духу, идеям и устремлениям. Особенно опасной тенденцией стало усиление праворадикальных настроений в странах СНГ, где трудности постсоциалистического периода порождают тягу к «сильной руке», по мнению некоторых, способной «навести порядок», порождают шовинистические настроения. Наиболее опасной тенденцией современного мира является исламский терроризм. Именно его имеют, прежде всего, в виду, когда говорят о международном терроризме. По определению, международный (или, как его еще иногда называют, транснациональный) терроризм подразумевает использование территории или вовлечение граждан в террористические действия более чем одной страны . Можно и по-другому определить специфику международного терроризма: это, как правило, террористические действия, предпринятые гражданами одной страны против граждан другой страны и осуществленные на территории третьих стран. Оба приведенные определения не охватывают всех случаев проявления международного терроризма, но позволяют уловить его специфику. В соответствии с распространенным мнением, символической датой рождения международного терроризма считается уже упоминавшийся теракт, приведший к гибели израильских спортсменов на мюнхенской Олимпиаде в 1972 г.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этнический (националистический) терроризм» з дисципліни «Світова політика»