Отношения Китая с ведущими политическими силами Запада
Отношения Китая с ведущими политическими силами Запада строятся на неоднозначной основе. Наращивание стратегической мощи страны и рост ее влияния при сохранении монополии компартии на власть обуславливают противоречивость международного позиционирования Китая - как экономически «своего», рыночного, хотя и конкурента, но политически «чужого» рыночным демократиям. Это создает интригу встраивания Китая в глобальные и региональные институты безопасности экономического развития. Китай является одним из основных экономических партнеров США. Не одобряя американскую гегемонистскую внешнюю политику, он все же не хочет ссориться с американцами. В самих США с тревогой смотрят на возвышающийся Китай, помятуя о том, что эта страна долго чувствовала себя обиженной ведущими странами Запада и может воспользоваться своим растущим экономическим весом, чтобы попытаться пересмотреть принципы международного экономического порядка (в частности, собственную роль и роль других развивающихся стран в глобальных экономических организациях – ВТО, МВФ, Всемирный банке), а, может быть, в перспективе и структуру международного политического порядка. Американцы постоянно критикуют Китай за нарушение прав человека, использую это как расхожий способ давления. В стратегическом отношении в противовес Китаю США деляют ставку на Индию, являющуюся скрытым политическим и экономическим соперником КНР. Отношения Китая с Евросоюзом менее политизированы. Торговля между Европой и КНР является наиболее динамично развивающимся сегментом мировой экономики (в рамках АСЕМ – форума «Азия – Европа») и удваивается каждые 5-6 лет. Связку с Евросоюзом Китай противопоставляет связи США с Японией. Вместе с тем в Европе с опасением воспринимают растущий экономический вес Китая, в частности, имея в виду количество контрафактной продуции, поступающей из этой страны (по имеющимся данным, Китай в этом вопросе – чемпион мира). Откладывая актуализацию глобальных внешнеполитических целей, Китай в настойщее время добивается следующих стратегических региональных целей: · признание мировым сообществом территориальной целостности Китая, включая его права на Тайвань, Тибет, Синьцзян; · международное признание «особых» прав КНР на акваторию Южно-Китайского моря (где пересекаются нефтяные интересы девяти ее соседей по региону); · распространение преобладающего влияния на Юго-Восточную Азию; · приемлемое для Китая решение территориальных вопросов с соседними государствами (здесь речь идет прежде всего об Индии, отношения с которой, несмотря на объявляемые «годы индийско-китайской дружбы», носят по оценкам обеих стран, характер стратегического соперничества; в краткострочной перспективе страны не намерены обострять отношения, придерживаясь «вялотекущей нормализации»); · обеспечение поддержки соседними государствами позиций КНР в спорах с США и другими странами Запада; · фактическое утверждение «особых отношений» между КНР и Монголией; · приобретение де-факто «особого положения» в Центральной Азии; · исключение шансов вступления других стран в антикитайские коалиции и военного противостояния с Китаем; · навязывание другим странам торгово-инвестиционной политики, благоприятной для Китая; · признание странами региона ведущей региональной роли КНР, выражающейся в виде неформальных, но обязательных консультаций с Пекином перед принятием важных внешнеполитических решений; · обеспечение согласия других стран принимать китайских иммигрантов; · закрепление «особых прав» китайских меньшинств за рубежом и признание права Пекина на их защиту; · распространение китайского языка в Азии, обеспечение двуязычия в зарубежных районах компактного проживания этнических китайцев . В регионе Юго-Восточной Азии Китай создал такой задел влияния, к которому не смогло приблизиться ни одно другое государство регионального уровня. Причем этот задел создан так корректно и осторожно, что это не вызвало открытого противодействия других государств и тем более образования антикитайской коалиции. Ни одно стратегическое решение в регионе теперь уже не может быть эффективно осуществлено без неформального одобрения КНР. Резюме. Во-первых, внешняя политика Китая определяется сочетанием огромных амбиций с громадными возможностями. Во-вторых, определенная сдержанность Китая во внешней политике есть явление тактическое (период скрытого накопления сил), пока страна еще не закончила хозяйственные реформы, пока скована острейшими внутренними проблемами. Предсказать время и направление выброса накопленной энергии с должной точностью пока невозможно. Ясно одно, что здесь в полной мере реализуется модель «эффекта чайника», описываемая американскими аналитиками по международным отношениям (на примере Японии после революции Мейдзи конца XIX в. и Германской Империи после 1871 г.), в соответствии с которой, подобно закипевшему чайнику, выпускающему пар во внешнее пространство, набравшая внутренний потенциал держава стремиться реализоваться на международной арене.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отношения Китая с ведущими политическими силами Запада» з дисципліни «Світова політика»