В рамках своей глобальной стратегии Китай в 199о-х годах создал организацию, призванную получить контроль над основКитай: тайная стратегия ...
ными морскими путями и портами мира. Этим ключевым инструментом является Китайская морская пароходная компания (КОСКО), поддерживающая тесные связи с военными. Бывший председатель Комитета начальников штабов назвал ее «морской торговой рукой Народно-
освободительной армии» (96). Это—вторая в мире по величине пароходная компания. Она используется Китаем для транспортировки ракет и компонентов ОМУ, «крупных операций по провозу контрабанды, включая оружие, наркотики и людей, во многие страны мира, в том числе и в США» (97)- Только жесткое противодействие со стороны членов палаты представителей, республиканцев Дункана Хантера и Кристофера Кокса не позволило администрации Клинтона разрешить КОСКО использовать бывшую военно-морскую базу США в Лонг-Бич, в Калифорнии. КОСКО имеет большие представительства в Сингапуре, а также в основном порте Малайзии (Келанг), находящемся в Малаккском проливе, через который пролегает почти половина морских торговых путей, а военные корабли США проходят в Восточную Азию. После прохода морскими путями Юго-Восточной Азии—Малакка, Сандра, Ломбок, Сингапурский пролив—корабли по пути в Китай, Японию, Южную Корею и Филиппины должны пройти через Южно-Китайское море. Поэтому претензии Китая на суверенитет на все острова и все Южно-Китайское море представляют потенциальную точку будущей конфронтации, если Китай попытается ограничить или запретить проход в Южно-Китайское море кораблям какой-либо конкретной страны, с которой он будет иметь разногласия или на которую захочет оказать давление. Создание «морских крепостей», строительство взлетно-посадочных полос для китайских истребителей и бомбардировщиков на одном из Парасельских островов и другие предпринятые действия явно свидетельствуют о создании Китаем военных возможностей для господства или контроля над Южно-Китайским морем в будущем. Исследования, проведенные по заказу правительства США в 1996 году, предполагают, что если указанные морские линии будут закрыты, это скажется на половине мировой мор-
412 ГЛАВА
ской торговли (98). Использование более длинных путей резко увеличит расценки на перевозку и страхование грузов. Однако вероятность такого развития событий была признана достаточно низкой. И все же, принимая во внимание новый союз между Россией и Китаем, а также растущую военную мощь Китая и его геостратегическое позиционирование, в будущем это может измениться. Как отметил Маннинг, закрытие или ограничение морских путей в Юго-Восточной Азии будет «экономическим эквивалентом оружия массового уничтожения» (99)- Сами по себе такие действия могут оказывать огромное политическое давление на государства Юго-Восточной Азии, а также Японию и Южную Корею.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ключевые морские пути: стратегический отказ» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»