В августе каждого года руководство КПК собиралось в курортном местечке Бейдайхэ для отдыха и обсуждения планов на будущее. Один из постоянных вопросов в повестке дня был Тайвань. В 1999 году партия была озабочена двумя проблемами. Во-первых, президент Тайваня Ли Тэнху ю июля 1999 года заявил, что все дальнейшие дискуссии об отношениях Тайваня и Китая должны проходить на «межгосударственной» основе (69). Это повлекло за собой гневные протесты китайского руководства, так как, по его мнению, Тайвань пытался возродить положение «два Китая», отвергаемое Пекином. Во-вторых, i8 марта 2ооо года должен был пройти второй тур президентских выборов, в ходе которого мог одержать победу кандидат от Демократической прогрессивной партии Чен Шуйбянь, давно выступающий за независимость Тайваня. Многие годы Китай угрожал, что немедленно применит силу, если Тайвань объявит о своей независимости. Для того чтобы поддержать эти заявления, Китай усилил военные и ракетные силы, выделенные для нападения на Тайвань или для его блокады, если избранный президент острова осмелится объявить Тайвань независимым государством, не подлежащим какому-либо «объединению». В августе 1999 года Центральный военный совет КПК подготовил для военного и гражданского руководства страны анализ положения, сложившегося вокруг Тайваня. В документе обсуждались вопросы ведения войны для установления контроля над Тайванем, определялись средства, которые могли быть использованы, включая угрозу применения ядерного оружия и нападение на принадлежащие США объекты, если будет принято решение защищать Тайвань. Этот документ позволяет понять логику китайского военного руководства. Он проникнут уверенностью, что Китай способен победить США в любом конфликте, который может разгореться вокруг Тайваня. Документ констатирует: Исходя из стратегических соображений, Центральный военный совет КПК решил раскрыть... некоторую информацию о стратегических вооружениях, для того чтобы США проявили осторожность при принятии решений и знали о последствиях в том случае, если они решат вмешаться в военный конфликт. Наша цель — предотвратить активное участие США в войне, даже если она станет неизбежной, что позволит минимизировать потери по обе стороны Тайваньского пролива. Главное — это сдерживание, которое послужит проверкой возможности мирного решения (70).
Это объясняет, почему в 1995 году Китай передал США информацию о том, что он располагает чертежами ряда новейших термоядерных боеголовок. Анализ Центрального военного совета фактически представляет собой план военных действий. Он начинается с утверждения, что задержка в процессе «воссоединения» наносит ущерб «интересам и достоинству» Китая, «давно стала козырной картой антикитайских сил и превратилась в раковую опухоль, которая тормозит развитие нашей родины. Использование тайваньской карты для сдерживания Китая отражает старое мышление времен „холодной войны", является важным инструментом в руках горстки политиков в конгрессе США, которые отчаянно за него цепляются» (71). Далее в документе говорится: «Заявление Ли Тэнху о „переговорах на межгосударственной основе" дает нам серьезные основания применить военную силу для решения вопроса о воссоединении» (72). Анализ Центрального военного совета ясно показывает, что «препятствия на пути решения тайваньского вопроса» созданы США, а «в Японии отношение к тому, как мы пытаемся решить проблему Тайваня, достаточно сложное» (73)Китайские военные недвусмысленно дали понять, что «предубеждение со стороны западных государств, особенно США, вызвано -недооценкой возможностей наших вооруженных сил в
ведении современной войны» (74)- Китай планировал провести на Тайване «быструю крупномасштабную операцию», которая бы предусматривала нанесение «первого неотвратимого удара», исключающего возможность «эффективного сопротивления» (75)- Китай полностью овладеет островом, прежде чем «США успеют вмешаться», а затем «сосредоточится на борьбе с США. При осуществлении этого сценария США не смогут вести войну на два фронта, защищая Тайвань» (76). Этим объясняется наращивание на материковой стороне Тайваньского пролива баллистических ракет, которые могли быть оснащены взрывчаткой, нейтронными бомбами (убивающими людей, но не разрушающими собственность), ядерными устройствами или электромагнитной начинкой (разрушающей любые электронные коммуникации, компьютеры, линии электропередач). Китай испытал все четыре типа боеголовок и имел их на вооружении, но вряд ли применил бы ядерные боеголовки из-за радиоактивных осадков и высокого уровня разрушений от взрывной волны. Кроме того, большинство китайских ядерных боеголовок были слишком мощными, а Китаю были нужны тайваньские высокие технологии, ученые, инженеры и квалифицированные специалисты. В документе сделан упор на «уверенности в победе, если война начнется» (77), так как все операции будут проводиться с китайской территории, имеющей стратегическую глубину. Китай, безусловно, «полностью разгромит врага (США), напавшего с моря и со своих вспомогательных баз» (78). Речь идет о военно-воздушных и военно-морских силах и базах США в Японии, на Окинаве, в Южной Корее и других точках региона. Эти базы находятся в пределах радиуса действия китайских баллистических ракет, которые могут быть оснащены ядерными боеголовками. Китайские военные также пишут, что «готовы понести крупные потери», но «если США потеряют тысячи своих граждан, антивоенные выступления внутри страны вынудят правительство пойти тем же путем, что и во Вьетнаме» (79)- Уверенность китайских военных подкрепляется их убежденностью в том, что они одержали победу над США в Корее, где конфликт завершился сохранением статус-кво, а также помогли Вьетнаму изгнать американцев. Относительно ядерного оружия в документе сказано следующее: В отличие от Ирака и Югославии Китай не просто большая страна: он также располагает ядерным арсеналом, который давно является частью государственной военной системы и играет реальную роль в национальной обороне. Во время последнего кризиса в Тайваньском проливе США пытались запугать нас своими авианосцами, но когда их спутники-шпионы обнаружили исчезновение четырех наших подводных лодок с базывЛюшани, американские политики, разыгрывавшие тайваньскую карту, вряд ли могли себе представить, как сильно забеспокоились их генералы. Ядерное преимущество США носит чисто количественный характер, к тому же в условиях реальной войны качественный разрыв выражается лишь в разных подходах с точки зрения теории стратегии. То есть практического значения эти различия не имеют. В настоящее время мы способны нанести второй и третий ядерныйудар и достаточно уверены в том, что можем вести ядерную войну (иначе говоря, китайские ракеты дальнего радиуса действия могут уничтожить более 2о миллионов американцев, учитывая, что у США нет противоракетной обороны.— К. М.). КПК решила направить официальное послание руководству США. Это станет одной из практических мер по предотвращению эскалации войны... Мы вполне готовы к длительной войне. США, исходя из их внутренней ситуации, долго не продержатся. Исторически Китай имеет опыт длительной борьбы против иностранных завоевателей. Народноосвободительная армия способна в военное время поддержать мирное производство и защитить всех граждан Китая независимо от их национальности. Мы не желаем длительной войны, поскольку защита мира является нашим базовым принципом, но бояться нам нечего. Продолжительная война дала бы нам преимущество и позволила бы разгромить врага, но это лишь один из возможных способов достижения победы в крайних обстоятельствах. 'Китай располагает вполне определенными возможностями стратегической контратаки и нанесения дальнего удара. Начинать войну с такой страной, как Китай, было бы безумием... Американским военным, придется полностью уйти из Восточной Азии, так же как им пришлось уйти из Южного Вьетнама (8о).
Документ Центрального военного совета свидетельствует о системном подходе к вопросам геостратегии. Во-первых, в нем указано, что председатель Цзян Цзэминь в конце сентября 1999 года планирует встретиться в Бишкеке с лидерами России, Киргизии, Казахстана и Таджикистана. Планируемое «расширение сотрудничества в сфере безопасности» не только «даст нам возможность не беспокоиться о наших тылах, но и обеспечит взаимодействие с внешним миром наземными путями в случае, если мы будем вынуждены вести с США полномасштабную войну» (8i). Именно по этой причине Китай стремился усилить стратегическое сотрудничество с Россией и в 2OOI году подписал соглашение о партнерстве.
Центральный военный совет также подчеркнул, что председатель Цзян Цзэминь в сентябре 1999 года встретится с президентом Клинтоном в Новой Зеландии на саммите организации АзиатскоТихоокеанского экономического сотрудничества и доведет до его сведения взгляды Китая на проблему Тайваня. Очевидно, планировалось, что он передаст Клинтону военные планы Китая и резюмирует свои угрозы в личной беседе. Однако со стороны администрации Клинтона какой-либо видимой реакции ни на китайскороссийскую встречу, ни на недвусмысленные ядерные угрозы Центрального военного совета не последовало. Наоборот, 6 ноября 1999 года США и Китай объявили о достижении соглашения по условиям вступления Китая во Всемирную торговую организацию (82). 2о декабря 1999 года по соглашению с Португалией Китай получил Макао. Также в декабре 1999 года министр обороны Китая заявил, что «война с США неизбежна», подчеркнув, что соглашение по вопросам торговли, дающее Китаю огромные экономические и военные преимущества, практически не влияет на стратегическое мышление военных или режима в целом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Китай сообщает США о своих военных планах» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»