«Нужно ублажать тело, чтобы душе не расхотелось в нем жить» Уинстон Черчилль
Английский ученый, один из крупнейших социологов современности Энтони Гидденс изучает проблемы глобализации с середины 80-х годов. Ученый является директором знаменитой Лондонской школы экономики, занимающей в рейтинге 160 британских университетов второе место между Кембриджем и Оксфордом. Автор более тридцати книг, переведенные на многие языки мира. Наиболее известные книги «Капитализм и современная социальная теория» (1971, русский перевод 1999), «Конституция общества» (1984), «Последствия современности» (1990), «Преображения близости» (1992) и «Третий путь» (1998), «Ускользающий мир» (1999, русский перевод 2004). Рассмотрим взгляды ученого на социальную глобализацию, изложенные в цикле лекций, которые легли в основу книги «Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь». Лекции были прочитаны в рамках Программы Рейта и подготовлены на Би-би-си для трансляции на широкую аудиторию многих стран. Лекционный курс был назван «Ускользающий мир». По мнению автора, эта фраза наиболее точно передает чувства, которые испытывают многие люди, живущие в эпоху быстрых перемен. Эта волнующая человека эпоха отличается от прошлых переходных периодов грандиозными переменами, охватывающими не отдельные регионы земного шара, а мир в целом. Не оправдалась марксистская точка зрения, что дальнейшее развитие науки и техники сделает мир более стабильным и упорядоченным. Не оправдался наивный оптимизм на неизбежность устойчивого развития: Мир не только не стал управляемым, но, судя по всему, вышел, «ускользнул» из-под контроля. Научно-технический прогресс не всегда приводит к положительным результатам. Возникли новые факторы риска, затрагивающие каждого, не зависим от степени привилегированности или обездоленности человека. Глобализация перестраивает образ жизни. Локомотивом глобализации выступает политическая, экономическая и технологическая мощь Соединенных Штатов Америки. Глобализация наступает с Запада и изменяет не только остальной мир, но и тех, кто идет в её авангарде. Антони Гидденс резюмирует: «Хозяевами своей истории мы никогда не станем, но найти способ «поймать» наш ускользающий мир можем и должны». Никто не знает суть надвигающего глобального порядка. Произошло повсеместное распространение термина «глобализация», практически отсутствующего до конца 80-х годов. Не всегда ясен смысл понятия «глобализация», несмотря на его внезапную популярность. Глобализация лишь отчасти означает вестернизацию. Распростаненным явлением становится «колонизация наоборот» — влияние развивающихся стран на развитие событий в западных государствах. Например, латиноамериканизация юга Калифорнии, возникновение глобального высокотехнологического сектора в Индии. По отношению к глобализации профессионалы разделились на скептиков и радикалов. Скептики оценивают разговоры о глобализации не больше чем болтовня, сотрясение воздуха. Они считают, что мир продолжает развиваться так же, как он развивается уже много лет. Кроме того, усиливается регионализация международных экономических отношений, о чем свидетельствует опыт Европейского Союза. Большинство стран этого объединения торгуют преимущественно между собой и этот обмен нельзя назвать по–настоящему глобальным. Радикалы считают глобализацию абсолютно реальным явлением: рынок стал глобальным и национальные границы для него не существуют, страны утратили большую часть своего прежнего суверенитета, политики не могут влиять на события так же, как в недавнем прошлом. Глобализация являет сложное сочетание противоречивых или даже противоположных процессов. Глобализация не только переносит полномочия местных сообществ и государств на международный уровень, она приводит так же к противоположному результату, порождая требования об автономии на местах. В процессе глобализации создаются новые экономические и культурные зоны внутри страны или в рамках нескольких государств, ориентированные преимущественно на внешний мир (Гонконг, Силиконовая долина в Калифорнии, Каталония с Барселоной и др.). Культурные символы глобализации, связанные с Америкой – индустрия Голливуда, «кока-кола», «Макдональдс», Си-эн-эн и др. Меняется роль суверенного государства в международных отношениях. Экономическая политика на уровне государства не обладает прежней эффективностью. Устаревают прежние формы геополитики и государствам необходимо пересмотреть свою идентичность. Энтони Гидденс выделяет следующие риски и опасности, порожденные глобализацией. Коренным образом меняется природа государства, когда им угрожают риски и опасности, а не враги. Риск отличается от опасности или угрозы. Понятие риска связано с активным анализом опасности с точки зрения будущих последствий. Великие цивилизации древности (Греция, Рим, Китай) жили в основном прошлым. Для ситуаций, связанных с риском у них существовали понятия судьбы, удачи или воли богов. Готовность идти на риск является непременным условием свободного предпринимательства, это источник энергии, создающий богатства капитализма. Современный капитализм внедряется в будущее благодаря оценке будущих прибылей и убытков, а значит и риска. Благодаря страховке человек уже не готов идти на риск. Появление современных видов страхования связано с мореплаванием. Торговля риском или его перекладывание на других является характерной чертой капитализма. Но сегодня риск приобретает новое, специфическое значение. Если в прошлом риск считался способом регулирования будущего, его нормализации и подчинения нашей воли, то сегодня его природа изменилась. Причина внешнего риска связана с неизменными традициями или законами природы (неурожаи, наводнения, эпидемии и голод). Рукотворный риск связан с нашим познанием окружающего мира (экологический риск, связанный с глобальным потеплением, чернобыльская катастрофа, трансгенные культуры, мировой экономический кризис). Мы живем в мире, где опасности, созданные нашими руками становятся более серьезными, чем приходящие извне. Жизнь в глобальную эпоху обусловлена множеством новых ситуаций, связанных с риском.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальные парадоксы и демократия чувств» з дисципліни «Глобалістика»