Наметились общемировые тенденции формирования коммуникаций будущего, для их воплощения все меньше остается технических ограничений. Приоритетное значение получают мультимодальные транспортные коридоры (системы), концентрирующие на генеральных направлениях транспорт общего пользования — железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный, а также телекоммуникации. На пересечении основных мультимодальных коридоров формируются коммуникационные узлы, которые в условиях преференциального режима обеспечивают высокое качество обслуживания и разнообразие оказываемых услуг. В результате происходит ускорение прохождения торгового, промышленного и финансового капитала, усиление информационного и культурного обменов. Возрастает роль международного сотрудничества, объединяются усилия для преодоления таможенных и налоговых барьеров, согласованных действий при установлении портовых и других транспортных сборов. Огромное политическое, оборонное, экономическое, социальное и культурное значение приобретают информационные коммуникации. Индустрия средств связи в ведущих странах мира стала одной из самых динамичных отраслей хозяйства. Только на долю Соединенных Штатов приходится 65 % информации, циркулирующей в мировых коммуникационных сетях. Одним из стратегических ресурсов становятся телекоммуникации, включающие цифровые способы передачи и коммуникации сообщений, волоконно-оптические и космические каналы связи, сотовую радиотелефонную связь. Телекоммуникации и компьютерные технологии способствуют синхронизации стыковки различных систем транспортировки, хранения и перераспределения грузопотоков. В ХХI веке произойдет мировая «революция» в воздушном пространстве, часть которого длительное время закрыто над Северным полюсом, Ледовитым океаном и дальневосточными морями в зоне российской ответственности. После открытия неба России 75% мировых воздушных перевозок к середине будущего века будет осуществляться над Арктикой. Главные события ХХI века развернутся между западноевропейским и азиатско-тихоокеанским полюсами экономического и технологического развития от Атлантики до Тихого океана, где образовался самый протяженный рубеж для международного бизнеса. Если приоритет в обеспечении торговых связей между Западной Европой, Азиатско-Тихоокеанским регионом и США сохранится за морским транспортом, то в Евразии возрастет роль трансконтиентальных коммуникаций, пришедших в упадок в средневековье после перемещения мировых путей из Средиземноморья в Атлантику. Отсутствие современной рыночной инфраструктуры и широтных коммуникаций, транспортных коридоров через социокультурные рубежи на Кавказе, Центральной Азии и Юго-Восточной Европе создает угрозу усиления региональных конфликтов. В будущем соединятся транспортные системы Евразии и Америки, образуя мировую трансконтинентальную сеть. Прогнозируется значительный рост грузовых перевозок, что обусловлено не только увеличением торгового оборота, но и деконцентрацией промышленного производства в связи с объединением национальных компаний в международные корпорации и развитием сборочных мощностей в третьих странах. В результате возрастает роль транспорта в производственно-технологическом цикле. Для разных стран становятся общими проблемы увеличения пропускной способности имеющихся транспортных систем, вопросы налогообложения, таможенных пошлин, различных экологических и других ограничений. Изменяется роль различных видов транспорта в грузоперевозках в зависимости от расстояний. В Западной Европе традиционно велика доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок, она увеличится к 2005 году до 75 %. Однако на трансконтинентальных маршрутах будет доминировать железнодорожный транспорт, особенно в условиях возрастающих объемов контейнерных и контрейлерных перевозок. Важным доводом в пользу железнодорожного транспорта становится экологический фактор. Во второй половине ХХ века началось строительство скоростных железных дорог. Япония первой продемонстрировала их эффективность, затем к реализации проектов высокоскоростных магистралей приступили французы. На постсоветском пространстве самой скоростной остается Октябрьская железная дорога (Россия), где на главном ходе Петербург – Москва предусмотрено увеличение скорости до 200 километров в час. Поездка пассажиров из столицы в Северную Пальмиру на экспрессе «Сокол» не превысит четырех часов. Россия присоединяется к Японии, Франции, Германии, Италии и Швеции, самостоятельно выпускающим высокоскоростные поезда. По мере расширения западноевропейского «Общего рынка» начали реализовываться планы создания международных мультимодальных коридоров. Большинство постсоветских государства декларируют намерения по открытию «персональных форточек» на Запад или Восток. Эти устремления могут реализоваться лишь при формировании стратегических коммуникаций Евразии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мультимодальные коридоры» з дисципліни «Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору)»