ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору)

Возрожденный Китай
«Китай...может преподнести миру дар. Этот дар будет счастливым соединением западного динамизма с традиционной китайской стабильностью». Арнольд Тойнби
«Не важно, какая кошка — черная или белая, главное, чтобы она ловила мышей».
Дэн Сяопин
Китайской цивилизации, путем падений и взлетов, удалось выработать модель контактов на суперэтнических рубежах, основанную на сочетании открытости материальных коммуникаций с внешним миром и ограничений для заимствований в духовной сфере. Современный Китай, несмотря на неоднозначны прогнозы западных экспертов, демонстрирует единство геополитики, геоэкономики и геостратегии (Богомолов, Кондрашева, 1999; Гельбрас, 1999; Дергачев, 1996, 2002).
В России, Украине и других новых независимых государствах большую популярность приобрела модель общественного развития Китая, не поступившегося коммунистическими принципами. После вхождения во власть многие политики, как правило, посещают страну «восходящего Дракона» и под впечатлением увиденного начинают ускоренными темпами внедрять китайский опыт, правда, пока с известным результатом.
Многочисленны сторонники сильной центральной власти, которая, по их мнению, обеспечит достойный человека уровень и качество жизни без демократических преобразований в обществе. Несомненно, чужой опыт нужно знать, но необходимо помнить, что это опыт другой цивилизации. Но не будем торопиться, а последуем мудрому совету древней китайской пословицы: «Достоинствам — подражать, на недостатках — учиться».
Главная особенность последней из оставшихся древних цивилизаций — здесь границы культуры, религии и государства в основном совпадают. История Китая — единственный в своем роде пример более или менее непрерывного развития государства-цивилизации на протяжении четырех тысячелетий. В культурологическом аспекте понятие «китайцы» эквивалентно не «немцам», «французам» или «украинцам», а западноевропейцам в целом. Блистательная культура средневекового Китая возникла на развалинах древнего мира, как западноевропейская цивилизация сформировалась на фундаменте античности. Таким образом более уместно сопоставление Китая и Западной Европы или ЕС, чем, например, Украины и «Поднебесной».
Китай — последняя классическая империя с этнически разнообразным населением. Китайцы (ханьцы) составляют 94 % общей численности населения при сравнительно небольшом удельном весе народов других национальностей, среди которых уйгуры, монголы, тибетцы, маньчжуры, корейцы и группа народов, говорящих на тайских языках. Китайский народ сложился в долине Хуанхэ на рубежах речного, лесного и степного ландшафтов. Китайцы заселяют, в основном, Великую Китайскую равнину. Другие народы, численность которых значительна по европейским масштабам — более 70 млн. человек, расселены на западе, севере и юге. Численность населения китайского суперэтноса всегда являлась гарантом его сохранения. Когда Китай становился добычей иноземцев, попытка покорить страну заканчивалась ассимиляцией победителей, их китаизацией в образе жизни и мировоззрении.
Возрождение великой державы-цивилизации происходит на основе сочетания мировых достижений и местных культурно-исторических традиций, богатого философского наследия. В современном мире Китай остается единственной страной-цивилизацией, обладающей бесценным богатством. Это потаенное богатство сложилось два тысячелетия назад, когда Земля только что облучилась первыми лучами христианства, а ислам еще не родился. Имя этому богатству — мировоззрение и менталитет традиционной китайской цивилизации. Стратегический ресурс Китая заложен в силе и стабильности исторической традиции, в имманентной ориентации на великий порядок, основанный на социальной гармонии и справедливости. Соединенные Штаты Америки с двухсотлетней историей не только не обладают таким богатством, но и выглядят наивными дилетантами в своем стремлении претендовать на мирового господство.
Знать Китай заочно — невозможно, но и иностранец, живущий в Поднебесной, как правило, остается чуждым элементом. Китайское ощущение времени не знакомо европейцам, оно здесь течет плавно и медленно. Когда человек живет под знаком тысячелетий государственности, связан с культом почитания предков и необходимостью иметь потомков, у него нет нужды торопить время. Куда спешить, если все равно ты принадлежишь вечности. Надо покоиться во времени под знаком долголетия.
Главная геополитическая задача современного Китая — воссоединение наряду с Гонконгом и Макао — Тайваня в едином государстве-цивилизации. Этому было подчинено создание специальных экономических зон, призванных обеспечить постепенную поэтапную трансформацию разных экономик. Несмотря на то, что в отечественных СМИ много писалось о воссоединении Гонконга с исторической родиной, малоизвестным остается следующий факт. В действительности произошло только политическое воссоединение с Китаем и фактическое — с территорией специальной экономической зоны Шеньчьжень, выполняющей роль буфера. КНР и Великобритания являются гарантами, что после воссоединения в течении 50 лет в Сянгане не произойдет политических перемен. Другим гарантом является Тайвань, который будет потерян для КНР навсегда при изменении достигнутых правил.
Таким образом, завершается полуторавековой «эксперимент», начавшийся с насильственного захвата европейцами приморских территорий Китая, продолженный американской экспансионистской политикой «открытых дверей» и внешнеэкономической стратегией Японии, что в конечном итоге привело к появлению новых индустриальных стран, взращенных на рубеже цивилизаций, впитавших западный опыт свободного предпринимательства и местные культурно-исторические традиции. Возможно, впервые в мировой истории после эпохи эллинизма состоялась новая встреча Запада и Востока. Китай демонстрирует пример ненасильственной трансформации разных социально-экономических систем на основе модели умеренного развития, позволяющего избегать падения уровня жизни в переходный период.
В подходах к общественному развитию отмечаются существенные различия между европейцами и китайцами. Динамичная, взрывная европейская модель, особенно «зарекомендовавшая» себя у восточных братьев-славян, когда требуется «до основанья мир разрушить», неприемлема в условиях государства-цивилизации. Если по западной формуле «время - деньги», то конфуцианская традиция толкует время как постепенность: «чем больше спешки, тем труднее достичь цели». Традиции умеренного развития проявляются в отношении к качеству продукции и техники. На Западе качество продукции оценивается стандартами и нормами, а в Китае качественно все, что может использоваться по назначению, например старые машины и паровозы. В деловом мире приоритет отдается не временным выгодам фирмы, а государственным интересам.
Советский Союз приложил немало усилий по реэкспорту на местную почву «железных» принципов марксизма, заимствованных в свою очередь в Западной Европе, где неприкаянным бродил призрак коммунизма. В конце 40-х годов в Китае началось воплощение в жизнь модели административного социализма: жесткая командная экономика, директивное планирование и суперустойчивая система, позволяющая контролировать дефицитные ресурсы для индустриализации страны, чтобы догнать и перегнать «бумажных тигров» капитализма. Как в период индустриализации СССР, наблюдались кратковременные, но впечатляющие темпы экономического роста. Китай использовал политику импортзамещения и экспортной ориентации как важнейшие факторы «догоняющего» развития. В 50 – 70-е годы Китай осуществил с помощью Советского Союза индустриализацию, основанную на импортзамещении и создании, в первую очередь, тяжелой и оборонной промышленности.
Мирохозяйственные связи, ограниченные только социалистическим лагерем, способствовали технологическому отставанию. Уже в середине 50-х годов китайское руководство, осознав недостатки советской модели, стало искать свой путь построения социализма. Началась децентрализация административного социализма и делегирование власти на нижние уровни. В результате «большого скачка», когда гоняли, согласно партийным директивам, воробьев — злейших врагов урожая и трудящихся масс, выплавляли металл в доменных печах со всеми удобствами во дворе, наступил экономических крах. «Большой скачек» (1958 – 1960) и «культурная революция» (1966 – 1976) оказались неудавшимися поисками новой геоэкономической стратегии. Советское руководство перешло к открытой борьбе с «китайским ревизионизмом».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возрожденный Китай» з дисципліни «Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору)»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСОБЛИВОСТІ ІНФЛЯЦІЇ В УКРАЇНІ
Аудит розрахунків з оплати праці
Задача о двух лошадях
Аудит руху необоротних активів
Формати повідомлень і прикладні програми роботи з електронною пош...


Категорія: Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору) | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 662 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП