Межцивилизационные контакты в Индийском и Тихом океанах
При всем своем неоспоримом значении Великий Шелковый путь с его многочисленными ответвлениями был не единственной нитью, связывавшей цивилизации Средиземноморья, Южной и Восточной Азии в древности и средние века. Параллельно с караванными маршрутами с глубокой древности функционировали и морские пути, сперва — вдоль побережий, но не позднее рубежа эр — и трансокеанические. Без краткого упоминания о них картина межцивилизацион-ных связей в масштабе всей ойкумены Старого Света была бы неполной. Отдаленные морские плавания становятся реальностью уже с неолита, когда многие прибрежные общины переориентируются на специализированное рыболовство с использованием сетей и челна, а также на иные виды морских промыслов, вплоть до охоты на дюгоней в теплых водах и даже китов в северной части Тихого океана. В поисках промысловых мест люди выходили в открытое море, и их нередко относило штормами к неведомым землям. В некоторых обществах развивался и культивировался дух путешествий и открытий новых земель, куда, в случае их удобства для жизни, переселялась часть представителей соответствующего этноса. f При сегодняшнем уровне археологических знаний можно в общих чертах реконструировать процесс освоения акватории Средиземного моря в течение IX—VI тыс. до н. э. с выходом в Атлантику — до Канарских островов, Британии и Скандинавии в течение VI—III тыс. до н. э. Меньше материалов относительно освоения морских и океанических пространств вдоль южных и восточных побережий Азии. Однако общая картина, особенно с момента возникновения первых цивилизаций, постепенно проясняется и здесь. Приблизительно до рубежа эр непосредственных контактов между азиатскими цивилизациями побережий Индийского и Тихого океанов не наблюдается. Для этих ранних эпох, как в общем-то и для всего периода древности, речь должна идти о морском взаимодействии цивилизаций и, в еще большем масштабе, цивилизаций и периферийных по отношению к ним позднеперво-бытных и раннеклассовых обществ, в пределах северной части Индийского и восточной Тихого океанов.532 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья Однако наиболее широкие океанические контакты тысячелетиями поддерживались как раз преимущественно позднепервобытными мореходами Юго-Восточной Азии, хотя, к примеру, некоторые из них, как, скажем, предки меланезийцев, начали осваивать архипелаги своего нынешнего обитания (архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова, Фиджи и пр.) в III тыс. до н.э., еще не зная керамики. Уже во II тыс. до н. э. предки нынешних полинезийцев начали покорение просторов Тихого океана с заселения островов Тонга, освоив в следующие два тысячелетия всю Океанию в огромном треугольнике, вершины которого составляют Гавайи, остров Пасхи и Новая Зеландия. С первой половины I тыс. до н. э. происходило и заселение выходцами из Юго-Восточной Азии о. Мадагаскар. Особенно же роль малайско-индонезийских этносов в межци-вилизационных контактах между обществами бассейна Индийского океана и цивилизациями Восточной Азии возрастает в раннем средневековье. В настоящее время в общих чертах вырисовывается история межцивилиза-ционных контактов в акватории Индийского океана до эпохи Великих географических открытий. Довольно высокоразвитые неолитические общества, ориентированные на морское рыболовство и бой дюгоней, в VI—V тыс. до н. э. фиксируются от Персидского залива вдоль южного побережья Аравии и Передней Азии с районом дельты р. Инд. Не исключено, что в середине IV тыс. до н. э. часть этого населения, опираясь на нижнемесопотамские (убейдской культуры) традиции, проникла через Красное море в Верхний Египет, сыграв существенную роль в формировании местной цивилизации. В III тыс. до н. э. регулярными становятся контакты, с одной стороны, между Шумеро-Аккадской цивилизацией, ранними цивилизациями Восточной Аравии (Дильмун-Бахрейн, Маган-Оман) и Хараппской цивилизацией долины Инда, а с другой — между Древним Египтом и "страной Пунт", расположенной в южной части бассейна Красного моря, на побережье Африканского Рога. Судя по всему, контакты поддерживались и с приморскими областями Юго-Западной Аравии. Привлекает внимание и факт распространения в III—II тыс. до н. э. в Индии культурных растений африканского происхождения — сорго, раги (дагусса) и лобия, которые, как отмечает В. А. Шнирельман, могли проникнуть туда лишь через Африканский Рог, Южную Аравию и прибрежный Белуджистан. Таким образом, очевидной становится обширная система морских коммуникаций в северной части Индийского океана вместе с Красным морем и Персидским заливом, в которой две цивилизации, Шумеро-Аккадская и Харапп-ская, были связаны регулярным товарообменом, а третья, Древнеегипетская, подключена к ним опосредованно, через цепочку связей, протянувшуюся от Сомали до дельты Инда и Камбейского залива. Максимальная интенсивность контактов по очерченым линиям приходится на конец III тыс. до н. э., после чего, с падением в Двуречье III династии Ура, из игры выходит ее ведущее, месопотамское, звено. А в первой половине II тыс. до н. э. в состоянии глубокого упадка оказывается и цивилизизация долины Инда, приморские центры которой доживают, впрочем, примерно до XIV—XIII вв. до н. э. Картина морских связей в пределах побережий Индийского океана окажется еще более сложной, если будут учтены установленные ныне факты широкого мореходства носителей культуры долины р. Инд, достигавших не позднее первой половины — середины II тыс. до н. э. Малобарского побережья, Мальдивских островов и, вероятно, Шри-Ланки, при том что археологическиМежцивилизационные связи средневековья_______________________________________533 прослеживаются прямые контакты, как минимум, между обществами от Маль-дивов до Персидского залива. В свете таких данных не столь уж невероятными, хотя и не имеющими пока надежных доказательств, выглядят предположения некоторых авторов о поставках олова из Юго-Восточной Азии через Индию морским путем в Месопотамию в III (с IV — ?) тыс. до н. э. В.В. Иванов даже склоняется к мысли о том, что оловя-нистые бронзы были изобретены в Таиланде в IV тыс. до н. э., откуда знание соответствующей технологии распространилось в Индии и Двуречье. Если это так, то путь распространения бронзолитейных знаний (как и самого олова) на запад должен был проходить морем, а не через болотистые джунгли Гангской низменности (обитатели которой до середины II тыс. до н. э. обходились без бронзы, о чем свидетельствуют материалы местной культуры "медных кладов"). И, соответственно, можно предполагать, что где-то во второй половине III тыс. до н. э. системой пересекающихся морских коммуникаций была охвачена вся северная акватория Индийского океана от Сомали до Малайзии, с бассейнами Красного моря и Персидского залива. Менее ясной становится картина морских связей в бассейне Индийского океана с первой половины II тыс. до н .э. до времен Александра Македонского. В его западной части, вдоль африканского побережья между Египтом и Сомали, связи не прекращались, как минимум, до конца II тыс. до н. э., до заката египетского Нового царства. Но как раз с этого момента в Юго-Западной Аравии поднимается йеменское Сабейское государство, правительница которого, библейская царица Савская (Балькис мусульманской традиции) поддерживала связи с израильским царем Соломоном (3 Цар., 9, 1—9). Последний, при участии тирского царя Хирама, Красным морем на юг снаряжал экспедиции по разработке полезных ископаемых (легендарные "копи царя Соломона") в страну Офир (3 Цар., 9, 26—28), однако, где именно находилась эта золотоносная страна, неизвестно. По крайней мере, в столетия упадка Египта, в XII—VII вв. до н. э., путь в Индийский океан забыт не был и, как сообщает Геродот (IV, 42), египетский фараон Нехо (610—595 гг. до н. э.) направил финикийских моряков через Красное море вокруг Африки. На третий год они вернулись домой через Средиземное море. Как пишет далее греческий историк, карфагеняне утверждали, что и им удалось обогнуть Африку (по некоторым предположениям, это мог совершить известный мореплаватель Ганон около 520 г. дол. э.), однако персу Са-таспу во времена Ксеркса (486—464 гг. до н. э.) не посчастливилось повторить этого подвига (IV, 43). В целом же, к первой половине I тыс. до н. э. Межцивилизационные контакты через Индийский океан пришли в упадок, что было естественным следствием краха Шумеро-Аккадской, а затем и Хараппской цивилизаций. Некоторым образом они начинают оживляться при господстве на Ближнем и Среднем Востоке персидских царей дома Ахеменидов, при которых было завершено сооружение (точнее — восстановление) канала из Нильской дельты в Красное море (функционировавшего уже во II тыс. до н. э.). При Дарий I (521—486 гг. до н. э.) его мореходы за 30 месяцев прошли, обогнув Аравию, от р. Инд до египетского порта на Красном море (Гер., IV, 44), очевидно уже зная о возможности плаваний между Индией и Месопотамией. Но и при Александре Македонском морское сообщение по последнему маршруту (не говоря уже о пути в Египет в обход Аравии) не было регулярным, и Неарху534_____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья было дано задание, выйдя с флотом из дельты р. Инд, обследовать побережье от этой реки до Евфрата (Диод., XVII, 104, 3), "молясь о том, чтобы бог (Посейдон — Ю. П.) в целости провел его флот" (Арр., VI, 19, 5). Новый этап в развитии межцивилизационных контактов в северо-западной акватории Индийского океана начинается с эллинистического времени, что было связано в первую очередь с открытием Гипалом сезонности муссонов и развитием основанного на периодичности смены ветров прямого морского сообщения между портами Красного моря и Аденского залива с Малабарским побережьем Индии и о. Шри-Ланкой. Аналогичным образом развивалось и каботажное судоходство между Персидским заливом и Индией. Не вызывает сомнений и морское сообщение вдоль всего побережья Аравии и Африканского Рога, однако в межцивилизационных контактах оно не играло принципиального значения, поскольку связи между Египтом и Месопотамией издревле поддерживались напрямую — через Палестину и Сирию, а основной поток йеменских товаров (преимущественно ароматические препараты) традиционно шел караванными путями к Средиземноморью через Хиджаз (где вырастали Мекка и Ятриб-Медина) и к Двуречью — через Неджд (область вокруг современного Эр-Рияда). Не менее интенсивно развивались морские связи в северо-восточной акватории Индийского океана, где, как отмечалось ранее, по отношению к поздне-первобытным и раннеклассовым социумами Юго-Восточной Азии существеннейшую культуртрегерскую функцию выполняли индийские купцы, начавшие активно проникать на побережье Индокитая, в затем и на острова Индонезии, даже на Филиппины, в последние века до н. э. С рубежа эр от Бирмы до Явы появляются индийские фактории, кое-где переростающие в настоящие торговые колонии со смешанным этническим составом. При этом связи были не односторонними, и малайские мореходы, пересекавшие к этому времени уже Индийский океан и осваивавшие Мадагаскар, сами часто посещали индийские порты Бенгалии и Коромандельского берега. Развитие морской торговли с Индией определило интенсификацию общественно-культурного процесса во всей Юго-Восточной Азии и, в частности, в районе Малайского пролива, через который открывается сообщение между обществами бассейнов Индийского и Тихого океанов. В первые века н. э. здесь на месте рыбацких деревушек появляются портовые города с дворцами и храмами, местные вожди превращаются в князей, распространяется буддизм и индуизм. При массовом внедрении металлических орудий труда и расширении ирригационного и террасного рисоводства торговля, которая велась родовыми вождями от имени соплеменников, и мореходство с соответствующим им пиратством оказались самыми быстрыми способами накопления богатства. Из Юш-Восточной Азии массово экспортируются золото, серебро, олово, драгоценные камни, пряности, ценные породы дерева. В значительной мере эти товары транзитом идут через Индию на запад — в эллинистические царства (в эпоху господства династии Маурьев) и в Парфию и Римскую империю (в период владычества Кушанской державы). Спрос рождал предложение, и сами малайские мореходы с целью приобретения редких экзотических товаров по давно им известным маршрутам Южно-Китайского моря все чаще направляются к незадолго перед тем завоеванным империей Хань берегам нынешнего Южного Китая. Межцивилизационные связи средневековья 535 Таким образом, на рубеже эр, приблизительно в то же время, когда завершается формирование трассы Великого Шелкового пути, в водах тропических морей вдоль всего побережья Азии складывается своя система коммуникаций, состоящая из нескольких крупных участков. На западном, простирающемся от египетских портов на Красном море до Ма-лабарского берега Индии и Шри-Ланки, ведущей силой становятся греко-египетские купцы, интенсифицирующие свою деятельность в эпоху Римской империи и сохраняющие свои позиции на Аравийском море и в ранневизантийское время, до начала арабских завоеваний. При этом с наденем власти Селевкидов над Месопотамией во второй половине II в. до н. э. вп\оть до создания Халифата морской путь от Персидского залива до индийских портов находится преимущественно в руках подданных иранских держав Аршакидов и Сасанидов. Конкуренция между торговцами Византии и Ирана, в одинаковой мере стремившихся монополизировать торговлю с приморскими частями Индии (сухопутные пути к ней были в руках Сасанидов), особенно обострилась в первой половине VI в. Это стало одной из причин длительной борьбы между Юстинианом I и Хосровом I, а также затяжного конфликта провизантийской Эфиопии (Аксума) и проперсидского Йемена (Химьяритов). Другим участком азиатского морского пути можно считать пространства Индийского океана от Бенгалии и Шри-Ланки до Малайзии и Явы. На нем с последних веков до н. э. решительно преобладали индийские купцы, у которых в это время появляются большие маневренные суда. Если греко-индийские или персидско-индийские контакты отвечали взаимодействию цивилизаций, находившихся приблизительно на одном уровне, и гости с запада принципиально никак не влияли на индийскую общественную и культурную жизнь (кроме незначительного распространения христианства на Малабарском побережье и пр.), воспринимая ее элементы также фрагментарно, то в индо-малайских связях индийское воздействие сказывалось системно, определяя, по крайней мере с внешней стороны, общественно-культурный облик раннеклассовых обществ Юго-Восточной Азии. Третий участок рассматриваемой коммуникационной системы в целом совпадает с акваторией Южно-Китайского моря, от Малакки, Суматры, Явы и Калимантана до Южного Китая, Тайваня и Филиппин. В этих водах инициатива в деле установления экономических связей принадлежала, судя пр всему, малайцам, контролировавшим проливы, соединяющие бассейны Индийского и Тихого океанов. Однако в военно-политическом отношении вес Китая при соответствующих сношениях был несоизмеримо более высоким. Китайская империя безоговорочно, не имея конкурентов, доминировала во всей Восточной Азии. Однако в отношениях с соседними государствами эта мощная централизованно-бюрократическая структура со времен династий Цинь и Ранней Хань (т. е. с последней четверти I тыс. до н. э.) в первую очередь исходила из престижно-внешнеполитических задач, которым были полностью подчинены интересы внешней торговли. Согласно традиционной китайской политической идеологии, все соседи "Срединной империи" находятся в зависимости от нее и в качестве свидетельства признания такой зависимости должны присылать императору подарки-дань. В ответ император "оказывает им милость" и также одаривает их товарами китайского производства, особенно такими, как шелк, лаковые изделия, фарфор и пр., имевшими высокий спрос в мире.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Межцивилизационные контакты в Индийском и Тихом океанах» з дисципліни «Історія світової цивілізації»