ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Межцивилизационные контакты в Индийском и Тихом океанах
При всем своем неоспоримом значении Великий Шелковый путь с его много­численными ответвлениями был не единственной нитью, связывавшей цивилиза­ции Средиземноморья, Южной и Восточной Азии в древности и средние века. Параллельно с караванными маршрутами с глубокой древности функционирова­ли и морские пути, сперва — вдоль побережий, но не позднее рубежа эр — и трансокеанические. Без краткого упоминания о них картина межцивилизацион-ных связей в масштабе всей ойкумены Старого Света была бы неполной.
Отдаленные морские плавания становятся реальностью уже с неолита, ког­да многие прибрежные общины переориентируются на специализированное рыболовство с использованием сетей и челна, а также на иные виды морских промыслов, вплоть до охоты на дюгоней в теплых водах и даже китов в север­ной части Тихого океана. В поисках промысловых мест люди выходили в от­крытое море, и их нередко относило штормами к неведомым землям. В некото­рых обществах развивался и культивировался дух путешествий и открытий новых земель, куда, в случае их удобства для жизни, переселялась часть пред­ставителей соответствующего этноса. f
При сегодняшнем уровне археологических знаний можно в общих чертах реконструировать процесс освоения акватории Средиземного моря в течение IX—VI тыс. до н. э. с выходом в Атлантику — до Канарских островов, Британии и Скандинавии в течение VI—III тыс. до н. э. Меньше материалов относительно освоения морских и океанических пространств вдоль южных и восточных по­бережий Азии. Однако общая картина, особенно с момента возникновения первых цивилизаций, постепенно проясняется и здесь.
Приблизительно до рубежа эр непосредственных контактов между азиат­скими цивилизациями побережий Индийского и Тихого океанов не наблюда­ется. Для этих ранних эпох, как в общем-то и для всего периода древности, речь должна идти о морском взаимодействии цивилизаций и, в еще большем масштабе, цивилизаций и периферийных по отношению к ним позднеперво-бытных и раннеклассовых обществ, в пределах северной части Индийского и восточной Тихого океанов.532 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
Однако наиболее широкие океанические контакты тысячелетиями поддер­живались как раз преимущественно позднепервобытными мореходами Юго-Восточной Азии, хотя, к примеру, некоторые из них, как, скажем, предки мела­незийцев, начали осваивать архипелаги своего нынешнего обитания (архипе­лаг Бисмарка, Соломоновы острова, Фиджи и пр.) в III тыс. до н.э., еще не зная керамики. Уже во II тыс. до н. э. предки нынешних полинезийцев начали поко­рение просторов Тихого океана с заселения островов Тонга, освоив в следую­щие два тысячелетия всю Океанию в огромном треугольнике, вершины кото­рого составляют Гавайи, остров Пасхи и Новая Зеландия. С первой половины I тыс. до н. э. происходило и заселение выходцами из Юго-Восточной Азии о. Мадагаскар. Особенно же роль малайско-индонезийских этносов в межци-вилизационных контактах между обществами бассейна Индийского океана и цивилизациями Восточной Азии возрастает в раннем средневековье.
В настоящее время в общих чертах вырисовывается история межцивилиза-ционных контактов в акватории Индийского океана до эпохи Великих геогра­фических открытий. Довольно высокоразвитые неолитические общества, ори­ентированные на морское рыболовство и бой дюгоней, в VI—V тыс. до н. э. фиксируются от Персидского залива вдоль южного побережья Аравии и Пере­дней Азии с районом дельты р. Инд. Не исключено, что в середине IV тыс. до н. э. часть этого населения, опираясь на нижнемесопотамские (убейдской куль­туры) традиции, проникла через Красное море в Верхний Египет, сыграв суще­ственную роль в формировании местной цивилизации.
В III тыс. до н. э. регулярными становятся контакты, с одной стороны, между Шумеро-Аккадской цивилизацией, ранними цивилизациями Восточной Аравии (Дильмун-Бахрейн, Маган-Оман) и Хараппской цивилизацией долины Инда, а с другой — между Древним Египтом и "страной Пунт", расположенной в южной части бассейна Красного моря, на побережье Африканского Рога. Судя по все­му, контакты поддерживались и с приморскими областями Юго-Западной Ара­вии. Привлекает внимание и факт распространения в III—II тыс. до н. э. в Индии культурных растений африканского происхождения — сорго, раги (дагусса) и лобия, которые, как отмечает В. А. Шнирельман, могли проникнуть туда лишь через Африканский Рог, Южную Аравию и прибрежный Белуджистан.
Таким образом, очевидной становится обширная система морских комму­никаций в северной части Индийского океана вместе с Красным морем и Пер­сидским заливом, в которой две цивилизации, Шумеро-Аккадская и Харапп-ская, были связаны регулярным товарообменом, а третья, Древнеегипетская, подключена к ним опосредованно, через цепочку связей, протянувшуюся от Сомали до дельты Инда и Камбейского залива. Максимальная интенсивность контактов по очерченым линиям приходится на конец III тыс. до н. э., после чего, с падением в Двуречье III династии Ура, из игры выходит ее ведущее, месопотамское, звено. А в первой половине II тыс. до н. э. в состоянии глубоко­го упадка оказывается и цивилизизация долины Инда, приморские центры ко­торой доживают, впрочем, примерно до XIV—XIII вв. до н. э.
Картина морских связей в пределах побережий Индийского океана ока­жется еще более сложной, если будут учтены установленные ныне факты ши­рокого мореходства носителей культуры долины р. Инд, достигавших не по­зднее первой половины — середины II тыс. до н. э. Малобарского побережья, Мальдивских островов и, вероятно, Шри-Ланки, при том что археологическиМежцивилизационные связи средневековья_______________________________________533
прослеживаются прямые контакты, как минимум, между обществами от Маль-дивов до Персидского залива.
В свете таких данных не столь уж невероятными, хотя и не имеющими пока надежных доказательств, выглядят предположения некоторых авторов о постав­ках олова из Юго-Восточной Азии через Индию морским путем в Месопотамию в III (с IV — ?) тыс. до н. э. В.В. Иванов даже склоняется к мысли о том, что оловя-нистые бронзы были изобретены в Таиланде в IV тыс. до н. э., откуда знание соответствующей технологии распространилось в Индии и Двуречье.
Если это так, то путь распространения бронзолитейных знаний (как и само­го олова) на запад должен был проходить морем, а не через болотистые джун­гли Гангской низменности (обитатели которой до середины II тыс. до н. э. об­ходились без бронзы, о чем свидетельствуют материалы местной культуры "медных кладов"). И, соответственно, можно предполагать, что где-то во вто­рой половине III тыс. до н. э. системой пересекающихся морских коммуника­ций была охвачена вся северная акватория Индийского океана от Сомали до Малайзии, с бассейнами Красного моря и Персидского залива.
Менее ясной становится картина морских связей в бассейне Индийского оке­ана с первой половины II тыс. до н .э. до времен Александра Македонского. В его западной части, вдоль африканского побережья между Египтом и Сомали, связи не прекращались, как минимум, до конца II тыс. до н. э., до заката египетского Нового царства. Но как раз с этого момента в Юго-Западной Аравии поднимается йеменское Сабейское государство, правительница которого, библейская царица Савская (Балькис мусульманской традиции) поддерживала связи с израильским царем Соломоном (3 Цар., 9, 1—9). Последний, при участии тирского царя Хирама, Красным морем на юг снаряжал экспедиции по разработке полезных ископаемых (легендарные "копи царя Соломона") в страну Офир (3 Цар., 9, 26—28), однако, где именно находилась эта золотоносная страна, неизвестно.
По крайней мере, в столетия упадка Египта, в XII—VII вв. до н. э., путь в Индийский океан забыт не был и, как сообщает Геродот (IV, 42), египетский фараон Нехо (610—595 гг. до н. э.) направил финикийских моряков через Крас­ное море вокруг Африки. На третий год они вернулись домой через Средизем­ное море. Как пишет далее греческий историк, карфагеняне утверждали, что и им удалось обогнуть Африку (по некоторым предположениям, это мог совер­шить известный мореплаватель Ганон около 520 г. дол. э.), однако персу Са-таспу во времена Ксеркса (486—464 гг. до н. э.) не посчастливилось повторить этого подвига (IV, 43).
В целом же, к первой половине I тыс. до н. э. Межцивилизационные контак­ты через Индийский океан пришли в упадок, что было естественным следстви­ем краха Шумеро-Аккадской, а затем и Хараппской цивилизаций. Некоторым образом они начинают оживляться при господстве на Ближнем и Среднем Востоке персидских царей дома Ахеменидов, при которых было завершено сооружение (точнее — восстановление) канала из Нильской дельты в Красное море (функционировавшего уже во II тыс. до н. э.).
При Дарий I (521—486 гг. до н. э.) его мореходы за 30 месяцев прошли, обогнув Аравию, от р. Инд до египетского порта на Красном море (Гер., IV, 44), очевидно уже зная о возможности плаваний между Индией и Месопотамией. Но и при Александре Македонском морское сообщение по последнему маршруту (не говоря уже о пути в Египет в обход Аравии) не было регулярным, и Неарху534_____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
было дано задание, выйдя с флотом из дельты р. Инд, обследовать побережье от этой реки до Евфрата (Диод., XVII, 104, 3), "молясь о том, чтобы бог (Посейдон — Ю. П.) в целости провел его флот" (Арр., VI, 19, 5).
Новый этап в развитии межцивилизационных контактов в северо-западной акватории Индийского океана начинается с эллинистического времени, что было связано в первую очередь с открытием Гипалом сезонности муссонов и развитием основанного на периодичности смены ветров прямого морского со­общения между портами Красного моря и Аденского залива с Малабарским побережьем Индии и о. Шри-Ланкой.
Аналогичным образом развивалось и каботажное судоходство между Пер­сидским заливом и Индией. Не вызывает сомнений и морское сообщение вдоль всего побережья Аравии и Африканского Рога, однако в межцивилизационных контактах оно не играло принципиального значения, поскольку связи между Египтом и Месопотамией издревле поддерживались напрямую — через Палес­тину и Сирию, а основной поток йеменских товаров (преимущественно арома­тические препараты) традиционно шел караванными путями к Средиземномо­рью через Хиджаз (где вырастали Мекка и Ятриб-Медина) и к Двуречью — через Неджд (область вокруг современного Эр-Рияда).
Не менее интенсивно развивались морские связи в северо-восточной аква­тории Индийского океана, где, как отмечалось ранее, по отношению к поздне-первобытным и раннеклассовым социумами Юго-Восточной Азии существен­нейшую культуртрегерскую функцию выполняли индийские купцы, начавшие активно проникать на побережье Индокитая, в затем и на острова Индонезии, даже на Филиппины, в последние века до н. э. С рубежа эр от Бирмы до Явы появляются индийские фактории, кое-где переростающие в настоящие торго­вые колонии со смешанным этническим составом. При этом связи были не односторонними, и малайские мореходы, пересекавшие к этому времени уже Индийский океан и осваивавшие Мадагаскар, сами часто посещали индийские порты Бенгалии и Коромандельского берега.
Развитие морской торговли с Индией определило интенсификацию обще­ственно-культурного процесса во всей Юго-Восточной Азии и, в частности, в районе Малайского пролива, через который открывается сообщение между об­ществами бассейнов Индийского и Тихого океанов. В первые века н. э. здесь на месте рыбацких деревушек появляются портовые города с дворцами и храмами, местные вожди превращаются в князей, распространяется буддизм и индуизм.
При массовом внедрении металлических орудий труда и расширении ирри­гационного и террасного рисоводства торговля, которая велась родовыми вож­дями от имени соплеменников, и мореходство с соответствующим им пират­ством оказались самыми быстрыми способами накопления богатства. Из Юш-Восточной Азии массово экспортируются золото, серебро, олово, драгоценные камни, пряности, ценные породы дерева.
В значительной мере эти товары транзитом идут через Индию на запад — в эллинистические царства (в эпоху господства династии Маурьев) и в Парфию и Римскую империю (в период владычества Кушанской державы). Спрос рож­дал предложение, и сами малайские мореходы с целью приобретения редких экзотических товаров по давно им известным маршрутам Южно-Китайского моря все чаще направляются к незадолго перед тем завоеванным империей Хань берегам нынешнего Южного Китая.
Межцивилизационные связи средневековья 535
Таким образом, на рубеже эр, приблизительно в то же время, когда завер­шается формирование трассы Великого Шелкового пути, в водах тропических морей вдоль всего побережья Азии складывается своя система коммуникаций, состоящая из нескольких крупных участков.
На западном, простирающемся от египетских портов на Красном море до Ма-лабарского берега Индии и Шри-Ланки, ведущей силой становятся греко-египет­ские купцы, интенсифицирующие свою деятельность в эпоху Римской империи и сохраняющие свои позиции на Аравийском море и в ранневизантийское время, до начала арабских завоеваний. При этом с наденем власти Селевкидов над Месо­потамией во второй половине II в. до н. э. вп\оть до создания Халифата морской путь от Персидского залива до индийских портов находится преимущественно в руках подданных иранских держав Аршакидов и Сасанидов.
Конкуренция между торговцами Византии и Ирана, в одинаковой мере стре­мившихся монополизировать торговлю с приморскими частями Индии (сухо­путные пути к ней были в руках Сасанидов), особенно обострилась в первой половине VI в. Это стало одной из причин длительной борьбы между Юстини­аном I и Хосровом I, а также затяжного конфликта провизантийской Эфиопии (Аксума) и проперсидского Йемена (Химьяритов).
Другим участком азиатского морского пути можно считать пространства Индийского океана от Бенгалии и Шри-Ланки до Малайзии и Явы. На нем с последних веков до н. э. решительно преобладали индийские купцы, у которых в это время появляются большие маневренные суда. Если греко-индийские или персидско-индийские контакты отвечали взаимодействию цивилизаций, нахо­дившихся приблизительно на одном уровне, и гости с запада принципиально никак не влияли на индийскую общественную и культурную жизнь (кроме незначительного распространения христианства на Малабарском побережье и пр.), воспринимая ее элементы также фрагментарно, то в индо-малайских свя­зях индийское воздействие сказывалось системно, определяя, по крайней мере с внешней стороны, общественно-культурный облик раннеклассовых обществ Юго-Восточной Азии.
Третий участок рассматриваемой коммуникационной системы в целом совпа­дает с акваторией Южно-Китайского моря, от Малакки, Суматры, Явы и Калиман­тана до Южного Китая, Тайваня и Филиппин. В этих водах инициатива в деле установления экономических связей принадлежала, судя пр всему, малайцам, кон­тролировавшим проливы, соединяющие бассейны Индийского и Тихого океанов. Однако в военно-политическом отношении вес Китая при соответствующих сно­шениях был несоизмеримо более высоким. Китайская империя безоговорочно, не имея конкурентов, доминировала во всей Восточной Азии. Однако в отношениях с соседними государствами эта мощная централизованно-бюрократическая струк­тура со времен династий Цинь и Ранней Хань (т. е. с последней четверти I тыс. до н. э.) в первую очередь исходила из престижно-внешнеполитических задач, ко­торым были полностью подчинены интересы внешней торговли.
Согласно традиционной китайской политической идеологии, все соседи "Сре­динной империи" находятся в зависимости от нее и в качестве свидетельства признания такой зависимости должны присылать императору подарки-дань. В ответ император "оказывает им милость" и также одаривает их товарами китай­ского производства, особенно такими, как шелк, лаковые изделия, фарфор и пр., имевшими высокий спрос в мире.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Межцивилизационные контакты в Индийском и Тихом океанах» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формування власного капіталу банку
ПОХОДЖЕННЯ ГРОШЕЙ. РОЛЬ ДЕРЖАВИ У ТВОРЕННІ ГРОШЕЙ
ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
ДИЗАЙН, ЙОГО ОБ’ЄКТИ ТА ПРОГРАМИ
. СУТНІСТЬ ТА ЕКОНОМІЧНА ОСНОВА ГРОШОВОГО ОБОРОТУ


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 945 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП