Средневековая экуменическая трансцивилизационная система и роль в ней Великого Шелкового пути
Рассмотрев средневековый Западноазиатско-Североафриканско-Европей-ский Христианско-Мусульманский мир как трансцивилизационную макросистему, определим его взаимоотношения с двумя другими равномасштабными ему цивилизационными мирами — Индийско-Южноазиатским и Китайско-Дальневосточным, равно как и двух последних между собой. Как известно, основной осью трансъевразийских коммуникаций того времени выступал Великий Шелковый путь с его многочисленными ответвлениями. Однако параллельно с йим действовала и система морских коммуникаций вдоль всей протяженности африканского и азиатского побережий Индийского и Тихого океанов — от Занзибара и египетских портов на Красном море до Кореи и Японии. Следует отметить, что во взаимодействии с цивилизационными мирами Южной и Восточной Азии, как преимущественно и с номадами пустынно-степных просторов Евразии, и в древности, и в средние века ведущую роль играл именно восточный, сперва ирано-зороастрийский, затем мусульманский блок Западноазиатско-Североафриканско-Европейского трансци-вилизационного мира. Средиземноморье и Европа выходили на контакты с Индией и Китаем через Передний и Средний Восток. Неидентичными в этом отношении были и позиции Восточнохристианского и Западнохристианского миров. Первый находился в гораздо более сильной связи с трансазиатскими линиями товарообмена, причем это относится не только к Византии (по крайней мере, до Четвертого крестового похода), не говоря уже о христианском Закавказье и несторианах Центральной Азии, но и к Руси —и до, и после татаро-монгольского нашествия, в сущности до начала XVI в. Вплоть до XIII в. Западнохристианский мир в своих прямых и непосредственных контактах на выходил за рамки Средиземноморья, Причерноморья и Восточной Европы, тогда как, к примеру, геополитические интересы Византии времен Юстиниана I простирались до Африканского Рога, Индии и Центральной Азии, торговые связи иудеев-радонитов покрывали Старый Свет от Испании до Китая, а Киевская Русь уже в IX в. выходила со своими товарами на рынки Константинополя и Багдада. Средневековая трансъевразийская система коммуникаций, известная как Великий Шелковый путь, начала складываться задолго до рубежа эр, причем как со стороны Передней Азии в восточном и северном направлениях, так и с восточной стороны — от Китая к предгорьям Саян, Алтая, Тянь-Шаня и Памира. Затем, на рубеже эр, произошла состыковка прокладываемых из двух названных центров маршрутов, по которым контакты народов Западной, Южной и Восточной Азии, перекрещиваясь в пределах Средней Азии, происходили сперва спорадически, а к концу эпохи древности уже и регулярно. С этого времени Средняя Азия начинает играть роль фокусной точки евразийских межцивилизационных контактов, при этом поддерживая интенсивные связи и с народами Великой Степи. Уже в первой половине III тыс. до н. э., как о том уже шла речь, караванные маршруты прочно связывали Месопотамию и Элам с долиной Инда и предгорьями Памира, откуда в страны Ближнего Востока в больших количествах поступал бадахшанский лазурит и прочие самоцветы, а также, по всей видимости, и олово. Один из торговых путей связывал, как отмечает Т.Ш. Ширинов, месторождения Бадахшана через предгорья Иранского плато с древними горо-Межцивилизационные связи средневековья______________________________________525 дами Двуречья •— Уром, Уруком, Кишем, Лагашем и пр., а другой вел в долину Инда, к таким ее центрам, как Хараппа и Мохенджо-Даро. При этом уже в эпоху бронзы территория будущей Бактрии, где в середине II тыс. до н. э. складывается раннецивилизационный комплекс Сапалли — Джаркутана, поддерживает интенсивные контакты и с более северными территориями, занятыми первобытными племенами. Один из ведших на север маршрутов связывал Бадахшан через бассейн Зарафшана (будущий Согд) с Приаральем (в пределах будущего Хорезма), а через него, как предполагают, с областями Центрального Казахстана и предгорьями Урала, тогда как второй выходил на Фергану и Ташкентский оазис (древний Чач), откуда поддерживались контакты на пространствах от Урала (через Казахские степи) до Верхнего Хуанхэ (через оазисы и полупустыни Восточного Туркестана — Синьцзян-Уйгурии). Важную роль посредников в этом товарообмене выполняли пастушеские племена бронзового века, особенно с появлением собственно кочевого скотоводства во второй половине II тыс. до н. э. С одной стороны, устремившиеся со стороны Нижнего Поволжья, Степного Приуралья и Северного Казахстана в Среднюю и Центральную Азию скотоводческие арийские (индо-иранские) племена не теряли связи с областями своего первоначального расселения, особенно такими богатыми металлами, как Южный Урал, а с другой — установившиеся к концу названного тысячелетия сезонные перекочевки в меридиональном направлении определяли роль номадов данного региона в товарообмене областей Средней Азии и Южной Сибири до Урала и Алтая. Аналогичным образом от Китайского центра опережающего развития тянулись нити товарообмена в сторону северной половины Азии, в секторе от Алтая до Дальневосточного Приморья. Так, уже в бронзовом веке параллельно с "лазуритовым" функционировал и "нефритовый" путь, который через Монгольские степи связывал долину Хуанхэ с месторождениями этого столь любимого китайцами камня в Прибайкалье и Восточных Саянах. Отсюда на юг, как и из областей Западной Сибири и Урала, в обмен на ткани и прочие товары цивилизованных народов в больших количествах поступали также меха. С учетом тесных контактов как древних китайцев (этноса "хуася") с номадами пространств Монголии и Восточного Туркестана, так и последних (юэчжей, усу-ней, объединивших их всех под своей властью со временем сюнну-хуннов) между собой, можно говорить о сложении к началу правления династии Хань единой в пределах Восточной и Центральной Азии, замыкающейся на Северном Китае системы коммуникаций, доходящих до Амура, Байкала, Саян, Минусинской котловины, Алтая, Тянь-Шаня, Памира и Тибета. А поскольку уже в Ахеменидское время, не говоря уже об эпохе раннего эллинизма, были налажены прямые связи между Восточным Средиземноморьем, Средней Азией и Северо-Западной Индией, смыкание Западно-Среднеазиатской и Восточно-Центральноазиатской коммуникационных систем через разделяющие Алтай, Тянь-Шань и Памир долины становилось вопросом времени. Соединение этих трасс облегчалось еще и тем, что местные кочевники знали удобные для перемещения маршруты и пользовались ими в течение многих столетий. Смычка восточноазиатских и западноазиатских трасс произошла во II в. до н. э. в Фергане и севернее Тянь-Шаня, в Таласской долине, через которые китайская империя Хань установила прямые политические, торговые и культурные526 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья связи с государствами Средней Азии. С этого момента, особенно с рубежа эр, можно говорить о появлении Великого Шелкового пути в собственном смысле слова как регулярно действующей, упорядоченной на межгосударственном уровне системе трансазиатских коммуникаций, хотя нерегулярные связи по его трассам имели место и в куда более отдаленные времена. Установление с конца II в. до н. э. международной трансматериковой торговой магистрали завершило объединение древних цивилизаций Старого Света в некую макросистему с неустойчивыми, но весьма продуктивными инфраструктурными связями. Оно завершило происходившее уже в середине I тыс. до н. э. формирование упорядоченной системы торговых маршрутов из западных областей державы Ахеменидов в Индию и Среднюю Азию, с одной стороны, и освоение Ханьской империей открытого ею "Западного края" — с другой. Вдоль трасс, разветвлявшихся и в меридианальном направлении, развивались городские поселения, становившиеся экономическими, культурными, а часто и политическими центрами соответствующих районов Внутренней Азии. Начавшая развиваться трансевразийская караванная торговля была ориентирована на сравнительно ограниченную сферу запросов элитарной части населения сложившихся к рубежу эр цивилизаций Старого Света. Следует иметь в виду, что товары, двигавшиеся по Великому Шелковому пути, не затрагивали основы производительных сил, в их число не входили ни металлы (кроме, понятно, благородных), ни строительный лес, ни поделочный камень, не говоря уже об основных продуктах питания. Но высокая стоимость перевозимых шелков, парчи, пряностей и пр., оправдывавшая путешествия "за тридевять земель", оказывала интенсифицирующее влияние на всю систему товарно-денежных, как и всех прочих, отношений Старого Света. Важным рубежом в развитии и стабилизации системы Великого Шелкового пути становятся первые два века н.э. Тогда, по словам Б.Я. Ставиского, впервые в истории возникла макрополитическая система, охватившая почти всю цивилизованную полосу Старого Света — "квартет четырех империй древности": Римской, Парфянской, Кушанской (большая часть Средней Азии, Афганистана и Индостана) и Китайской. Эти империи вступили в сложные политические, экономические и культурные взаимоотношения, что прямо сказалось на трансконтинентальной системе коммуникаций. По этим путям осуществлялись далекие поездки людей из самых разных стран с дипломатическими, религиозными, научными и особенно торговыми целями, производился обмен товарами и достижениями в сферах духовной культуры, искусства, техники и пр. Показателем широты международных связей той эпохи могут служить находки китайских шелков, зеркал, лаковых изделий во многих пунктах Средний Азии и Ближнего Востока, китайская надпись, процарапанная на каменном надгробии в Крыму, равно как и сведения об индийских, бактрийских и скифских купцах в римской Александрии и о разорительной для Рима (ввиду оттока звонкой монеты) торговле с Востоком, находки денариев и изделий римских мастеров (не говоря уже о Центральной и Восточной Европе) в Средней Азии, Афганистане, Пакистане, Индии, Синьцзяне. Монета кушанского царя Канишки найдена в Киеве, а римский авантюрист во времена Марка Аврелия побывал при китайском дворе. Выразительными символами таких контактов в их узловом, Среднеазиатско-Афганском регионе служат, например, монеты кушанских государей, с изображениями не только местных и иранских, но и индийских, и эллинистических (вклю- Межцивилизационные связи средневековья_______________________________________527 чая египетского Сераписа) божеств, а также сокровищница кушанского царя в Баграме (афганская провинция Каписа севернее Кабула*), где найдены стеклянные изделия из римского Египта или Сирии, гипсовые слепки с изображениями античных божеств, индийская резная кость и китайские лаки. Это можно было бы дополнить фактами подчас удивительного сюжетного и идейно-этического подобия литератур Ближневосточного и Индобуддийского ареалов, проникновения в Китай буддийских, а за ними манихейских и христианских проповедников и многим другим. Однако и сказанного достаточно для того, чтобы составить представление о масштабности межцивилизационных контактов по трассам Великого Шелкового пути в поздней древности и в доисламском раннем средневековье. Особо следует отметить мощный поток религиозно-философских воззрений, транслировавшийся дорогами Великого Шелкового пути. При всем значении зороастризма, манихейства и несторианства, даже индуизма, следует отметить, что в доисламское время наибольшее значение в этом отношении играл буддизм во всех его махаянистских и хинаянистских проявлениях. В начале I тыс. он прочно укоренился в Средней Азии, продвигаясь оттуда торговыми трассами в пределы Парфянского государства, но с особенной силой на восток — в Синь-цзян и оттуда далее к Китаю. При этом примечательно, что, несмотря на конфессиональные различия, вдоль магистралей Великого Шелкового пути в это время, от Передней до Восточной Азии, вырабатываются даже общие планировочные черты храмовой архитектуры: целла со святилищем и обходным коридором вокруг, воспринимаемые и такими поначалу чуждыми этой схеме конфессиями, как зороастризм и буддизм в пределах Средней и Центральной Азии. Узловое положение народов и государств Средней Азии на перекрестке межцивилизационных связей, при активной трансконтинентальной торговой и колонизационной деятельности ее обитателей, особенно согдийцев, между границами Сасанидского Ирана и Китая, вызывает особый интерес к этому региону, ставшему ныне ареной борьбы за утверждение мирового господства США и сыгравшему выдающуюся, еще не вполне раскрытую и оцененную роль во всемирной истории. Именно здесь находилась фокусная точка всей системы трансъевразийских коммуникаций поздней древности и раннего средневековья. В XXI в. данный регион в этом смысле восстанавливает свое традиционное значение в мире. , Специфика развития народов Средней Азии, особенно стоявшего в авангарде этого процесса городского населения, в древности и средние века определялась тем, что данный регион оказался в зоне перекрестного воздействия трех мощнейших цивилизационных центров — Передней Азии и стоящего за ней антично-христианского Средиземноморья, Индии и Китая. При этом Средняя Азия занимала не только центральное место в рамках сплошной зоны цивилизаций между Атлантическим, Индийским и Тихим океанами, но и маргинальную позицию по отношению к кочевому миру Евразийских степей, выполняя функцию фокуса транскультурных контактов Старого Света.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Средневековая экуменическая трансцивилизационная система и роль в ней Великого Шелкового пути» з дисципліни «Історія світової цивілізації»