Становление института племени как органа общественной власти и управления предгосударственного типа предполагает (при большей или меньшей роли, в зависимости от конкретных условий, каждого из приводимых моментов): 1) необходимость организации общей обороны или борьбы с соседями за расширение своей территории; 2) потребность регуляции отношений между общинами и родами, тесно связанных совместной жизнедеятельностью; 3) координацию, кооперацию и специализацию трудовой деятельности с целью максимально эффективного использования ресурсов среды и их целесообразного перераспределения на межобщинном уровне; 4) организацию и проведение ритуальных праздников и церемоний, усиливающих интенсивность обращения информацииСтановление производящего хозяйства и племенной организации___________________________207 и содействующих этнической консолидации в рамках племени. В результате происходит сложение властно-управленческих структур принципиально нового, по сравнению с общинно-родовым, уровня, на базе которых со временем и вырастет раннегосударственная организация власти и управления. С размежеванием организационно-интеллектуальных и производственно-исполнительских функций в пределах племени-вождества, за определенными родовыми структурами наследственно закрепляются высокие социальные статусы. Таким образом осуществляется переход от преобладавшей ранее поло-возрастной системы социальной стратификации к системе наследственных социальных рангов с ее дальнейшей тенденцией к перерастанию в сословное, а то и сослов-но-кастовое деление. Если раньше человек соответственно своим возрастным периодам проходил в течение жизни все социальные ступени, то теперь отдельные виды деятельности жестко связываются с происхождением человека, хотя и здесь, разумеется, были определенные вариации и исключения. Существенные изменения наблюдаем и в экономической сфере. Формирование племенных структур стало принципиальным шагом на пути отчуждения от коллектива его собственности на землю и ее ресурсы. Если до этого времени ведущей формой собственности была общинно-родовая (при разном соотношении родовой или общинной доминанты) и эту собственность реализовывал род и (или) общинный коллектив в лице его наиболее авторитетных членов с учетом общего мнения всех сородичей и односельчан, то теперь высшим носителем этой власти-собственности (и не одной общины, а нескольких, даже многих) становятся вождь и его клан, которые осуществляют свои полномочия через подчиненные аристократические кланы, контролирующие и использующие ресурсы на местном уровне. С утверждением системы племени-вождества власть-собственность фактически перестает быть коллективной и становится корпоративной, что окончательно закрепляется с переходом к раннегосудар-ственным формам общественной организации. В системе распределения материальных благ и услуг этому соответствует утверждение системы редистрибу-ции в качестве универсального механизма перераспределения материальных благ, прежде всего на межобщинном уровне. С возникновением вождества складывается редистрибутивная система в масштабах племени. Она постепенно становится основным регулятором потоков продуктов питания, изделий и даже услуг между общинами при сосредоточении определенных излишков в руках аристократических кланов во главе с вождем. Последнее делает этот процесс уже не публичным, контролируемым со стороны всего населения, а, так сказать, конфиденциальным. Рядовым членам племени остается только верить, что плоды их труда расходуются на общественные потребности. Создание такой системы знаменует начало утверждения эксплуататорских отношений, которые с момента перехода к цивилизации конституируются в виде раннеклассовых. Надобщинные органы власти и управления начинают выполнять не только необходимые, общественно-полезные организационно-хозяйственные, административные, судебные и пр. функции, но и репрессивные по отношению к основной массе населения, чем обеспечивается господство и право на избыточное потребление. Как справедливо отмечал К. Маркс, всякое государство выполняет как общественно полезные функции, так и функции по обеспечению классовых интересов господствующих общественных групп. Это мы наблюдаем и на заре Первобытные основания цивилизации Принципиальные сдвиги фиксируются и в собственно производственной сфере. С возникновением племен-вождеств создаются условия для дальнейшего углубления разделения труда соответственно естественным и другим условиям проживания отдельных общин, входящих в состав племени. Редистрибу-ция как централизованный товарообмен стимулирует территориально-производственную специализацию, охватывающую как пищевую сферу, так и сферу непищевого производства. Это содействует зарождению и расширению ремесленной деятельности, в частности, переходу к специализированным (с соответствующим стационарным оборудованием и профессиональными знаниями) гончарству и металлургии (если, конечно, последняя уже известна). Появляются специалисты-мастера, продукция которых рассчитана на удовлетворение потребностей всего племени, в особенности же его верхушки. Это же касается разработки минеральных ископаемых, древесины и т.п. Кардинальные изменения наблюдаются и в культурно-информационной сфере. Объем знаний- в каждой области принципиально увеличивается, они становятся специализированными, а значит, ими уже не может владеть любой человек, достигший определенного возраста, как то было раньше. Знаниями, в особенности ритуально-культовыми, нужно теперь овладевать с детства. Они, как и статусы, передаются по наследству, от отца (дяди) к сыну (племяннику), и принципиально закрыты для представителей других общественных групп. Это касается и ремесел, и организации общественно-хозяйственной жизни. Профессионализация, в свою очередь, ускоряет прогресс в отдельных сферах культуры и производства — в монументальном строительстве, изготовлении определенных изделий, началах астрономии, математики, медицины и пр. При постоянном общении специалистов в рамках племен обмен опытом и информацией становится более интенсивным. Сложная система знаний требует символически-графической фиксации, что ведет к возникновению пиктографии, а затем и письменности. Параллельно с этим формируется собственная субкультура родоплеменной аристократии, как и менее выразительные культурные особенности у представителей других социально-профессиональных групп. Все эти системные сдвиги демографического, социально-политического, экономического и культурно-информационного плана находят опосредованное отражение в трансформации территориально-поселенческой структуры и в формах взаимодействия общества и окружающей среды. Среди общинных поселков, разбросанных на территории племени, рано или поздно выделяется центральное поселение, которое связано или с наиболее влиятельным святилищем, или местом проживания клана вождя, или наиболее могущественной в военном и (или) экономическом отношении общиной, или, чаще всего, совокупностью некоторых из этих факторов. Такое поселение — племенной центр — развивается быстрее, чем остальные, поскольку фокусирует политическое, экономическое и культурно-религиозное лидерство. В рамках племени возникают отдельные экономические районы со своей специализацией, демонстрирующей нарастание разнообразия форм взаимоотношения человека и окружающей среды. С течением времени это приобретает все более структурированный вид и охватывает все большую территорию. Таким образом, имеем все основания рассматривать время возникновения племенных институтов переломным моментом на пути от "неолитической революции" к цивилизации. Эти институты в развитом виде соединяют три основные структуры:Становление производящего хозяйства и племенной организации 209 — наследственную сакрализованную власть вождя-первосвященника, архаического "священного царя" с формирующимся вокруг него административным, жреческим и военным аппаратом; — совет старейшин, состоящий из наследственной родоплеменной аристократии — глав родов, которые представляют определенные клановые структуры и пользуются в их рамках властными полномочиями; — рядовых, лично свободных и полноправных, входящих в определенные родовые структуры общинников, периодически, особенно в экстремальных ситуациях, участвующих в народном собрании. По мере развития института племени значение вождя и его окружения, в которое входят не только выходцы из среды родовой знати, но и люди, выдвинувшиеся благодаря своим личным качествам или по воле случая, порою и иноплеменники, даже невольники, неуклонно возрастает. Совет же родовых старейшин, как правило, все более приобретает характер аристократического совещательного органа, а народное собрание либо вовсе отмирает, либо выполняет формальные функции "всенародного одобрения" того, что постановил вождь в соответствии с волей знати. В истории мы наблюдаем самые разнообразные коллизии во взаимоотношениях этих структур. Часто бывает так, что в результате подспудной борьбы или открытого конфликта власть вождя ограничивается или вообще делается номинальной, тогда как сила аристократических кланов становится преобладающей. В результате функции вождя могут быть сведены, по существу, лишь к выполнению символически-представительских обязанностей. Однако в силу неизбежно возникающих при таком развитии распрей между главами сильнейших родов такое развитие деструктивно сказывается на жизни племен и раннегосударственных образований, и в конкурентной борьбе с соседями такого рода "аристократические республики" проявляют невысокую жизнеспособность. Альтернативой такому сценарию ограничения власти вождя является прямая апелляция (в случае конфликта правителя и аристократии) первого к народному собранию. Примеры тому хорошо известны из истории ранних цивилизаций (Гильгемеш и Урукагина в Нижней Месопотамии, Камее в Египте и пр.), однако такая ситуация вполне естественна и для стадии поздней первобытности. В таком случае вождь ограничивает влияние аристократического совета или вообще превращает его в декоративный институт, а сам получает неограниченные властные полномочия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Становление института племени» з дисципліни «Історія світової цивілізації»