ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Исторические центры цивилизационного развития: их структура и взаимодействие
Формирование и взаимодействие центров становления производящих форм экономики исчерпывающе рассмотрено в трудах В.А. Шнирельмана, так что на этом вопросе специально можно не останавливаться. Однако существенно обратить внимание на тот факт, что в большинстве случаев первые цивилизации возникают не на территории неолитических центров опережающего развития, а на их периферии.
Как известно, центры перехода к ранним формам земледелия в Новом Свете были расположены в континентальных гористых областях Мексиканского плато и Перуанско-Боливийских Анд, тогда как первые цивилизации (около рубежа II—I тыс. до н. э.) складываются на побережьях Мексиканского залива (ольмеки) в Мезоамерике и предгорьях Анд (культура Чавин) в Южной Амери-Отдельная цивилизация как дискретное целое______________________________________111
ке. Однако в обоих случаях цивилизационный процесс на побережье и в возвышенных районах вскоре выравнивается и к приходу конкистадоров уровень цивилизационного развития там был приблизительно одинаков.
Об отдельных, состоящих из нескольких взаимодействующих цивилизаций культурных ойкуменах Мексики и Перу речь может идти уже, как минимум, с рубежа эр. Однако все эти общества, даже пережив фазы подъема, деструкции и нового подъема, не превзошли уровня Шумеро-Аккадской цивилизации и Древнего Египта. Их гибель была связана с началом испанской колониальной экспансии, хотя деградация социокультурной системы майя в силу не вполне ясных причин началась несколькими веками ранее. Воздействия на ход истории в Старом Свете они, до их открытия европейцами, не имели.
Еще ярче закономерность образования первых цивилизаций на периферии первичных центров становления производящего хозяйства обозначилась в Пе-реднеазиатском регионе, где областью первичного перехода к земледелию и животноводству был так называемый "плодородный полумесяц", охватывающий предгорные районы Ближнего Востока от Палестины через Сирию и Верхнюю Месопотамию до Иранского Курдистана. Однако высокие энеолитичес-кие культуры предцивилизационного типа появляются на порубежье этой зоны (Четал-Гуюк в Центральной Анатолии, самаррская культура в районе Багдада, еще дальше — протоцивилизационный конгломерат обществ, оставивших древ-неземледельческие культуры расписной керамики Балкано-Дунайского ареала с их северной филиацией в виде общности Кукутени-Триполье на территории Молдовы и Правобережной Украины). Цивилизации же, начиная с рубежа IV—III тыс. до н.э., складываются в поймах великих рек полосы сухих субтропиков — в Египте, Нижней Месопотамии и Эламе, а потом (не без некоторого влияния со стороны шумерско-эламского центра) и в долине Инда.
При безусловном наличии контактов с уже вышедшими на цивилизационный уровень обществами процесс становления цивилизации далее охватывает Левантийско-Анатолийско-Эгейский регион, давая наиболее яркие и оригинальные формы на некотором удалении от уже сложившихся государств (Миной-ский Крит и пр.), с одной стороны, и обширные области Восточной Аравии, Иранского плато и юга Средней Азии, оказывающиеся в зоне перекрестного воздействия Месопотамско-Эламского и Индского центров и затухающие по мере (хотя и не только по этой причине) упадка последнего во II тыс. до н. э.
По всей же периферии Восточносредиземноморско-Переднеазиатского центра опережающего цивилизационного развития конца энеолита — эпохи бронзы складываются и, как правило, погибают свои протоцивилизационные, но в ряде случаев перерастающие в ранние цивилизации структуры. Среди них, в крайних точках удаления от Египта и Месопотамии, можем назвать высокоразвитые мегалитические культуры Западного Средиземноморья типа Лос-Милья-рес в Испании, общество майкопской культуры Предкавказья, среднеазиатские преддивилизации и ранние цивилизации, оставившие такие памятники, как Ал-тын-депе и Намазга в Южном Туркменистане, Саразм на р. Зерафшан или Джар-кутан в Сурхандарьинской области Узбекистана, наконец, культуры Йемена, развившиеся к концу II тыс. до н. э. в Сабейскую цивилизацию.
Понятно, что обитатели крайних точек очерченной ойкумены понятия не имели о существовании друг друга. Однако в целом этот сложный конгломерат центральных и периферийных цивилизаций и предцивилизационных образова-
го Света: ккадская; 3 — Эламская; я III — начала II тыс. до н. э.. сая; 8 — Алтын-Депе; X а у3 ' tn& s; :1 Оман (Маган) зролейских племен
о *г< п а -•ч
Древнейшие цивилизации Стар 1 — Египетская; 2 — Шумеро-; 4 — Минойская; 5 — Хараппао Периферийные цивилизации конц б _ Хеттская; 7 — Ханаанейс Е g О3а.1\ о« |б \СТІ 12 — Бахрейн (Дилъмуп); 13 — • Террритория расселения индої ъ ч8,о3S t=\5 икC1J£0.оа;
О

т Ж
V
I
2 а

\
О
3 1
а, аОтдельная цивилизация как дискретное целое
113

a a
-С <
ClJ ^
5
(£, ITJ
*
>з о of3
ої 5
a о
Ч S
о 2 п § -^ ,
з-a -Ч од О 15о
en о "^t1 і
3§ •Ч tn и•її -q О. зa a a =г .г S
3 .Q 3 си о
3- в а; 0 о а; S.
В j-j- о X & 3
о; t^ S < G a Ц
Восточносредиземноморско Переднеазиатска Восточноазиатскии цивилизационный центр Мезоамериканский цивилизационный центр Перуанский цивилизационный центр Зоны ранних цивилизаций, погибших к концу Территории расселения индоевропейских пле, '•едущие государства и раннецивилизационные 1 Египет, 2 Палестина, Сирия, Финикия, 3 6 Нубия (царство Напаты), 7 Йемен (Сибей 8 Северный Китай (царства Шан Инь и Зап 9 Цивилизация ольмеков, 10 Цивилизация Ча
V
о
а
я
3 а
а
S
OJ
X IS о
X а
а
S
I114
Теоретические основы понимания всемирной истории
ний функционировал как в некоторой мере структурное целое. Важно подчеркнуть, что само его ядро представляло собой не какую-то одну цивилизацию-гегемон, а узел высокоразвитых, первенствующих среди прочих, но по культурному потенциалу приблизительно равных друг другу цивилизаций. Среди последних следует в первую очередь назвать Египет и Месопотамию, сохранявших лидерство до первой половины I тыс. до н. э. В зоне их перекрестного воздействия находились западносемитские общества Палестины, Финикии и Сирии, их совместное влияние (сперва более сильным было месопотамское, потом египетское) охватывало Анатолию. Самостоятельными, но связанными с этими двумя, были Крито-Микенская в Эгеиде (непосредственно контактировала с Египетской) и Хараппская в долине р. Инд (непосредственно связанная с Эламом и Месопотамией) цивилизации. Прямым ответвлением Египетской в Принильском Судане была Нубийская цивилизация с державой Напаты и Мэрое.
Такого рода обзор можно было бы продолжать и конкретизировать, однако более важно сейчас отметить то, что в силу изначальной полицентричности Сре-диземноморско-Переднеазиатской цивилизационной ойкумены, социокультурное развитие протекало здесь, так сказать, на "альтернативной основе". Ведущие центры "наравных" предлагали свои цивилизационные стандарты, соседние формирующиеся цивилизации обычно по-разному реагировали на исходящие от них импульсы и зачастую не просто заимствовали те или иные их достижения и эталоны, но и предлагали собственные формы творческого синтеза своего и воспринимаемого. Наиболее ярким примером тому в духовной области было формирование древнееврейской культуры, системообразующим началом которой является монотеизм Торы. И, безусловно, не случайным является то обстоятельство, что становление этого, по своей сути совершенно нового, культурного типа происходило в напряженнейшем пункте силового взаимодействия Египта и Месопотамии при самом тесном контакте с финикийцами, транслировавшими на Ближний Восток информацию о Средиземноморье.
Цивилизационный полицентризм Средиземноморско-Переднеазиатской ойкумены позднего энеолита — эпохи бронзы (когда в ее состав, в сущности, входила и доарийская цивилизация долины Инда) принципиально отличен от положения дел в большинстве иных регионов земного шара, в которых выразительно доминировала некая одна цивилизация, по отношению к которой все остальные выступали периферийными и зависимыми, если не всегда политически, то по крайней мере в культурном отношении. Классическим примером тому может служить Китайско-Дальневосточная ойкумена, формировавшаяся вокруг Северокитайского (долины р. Хуанхэ) центра опережающего развития, сложившегося уже в неолитическое время (культура Яншао и пр.). То же следует сказать и об Индийско-Южноазиатской цивилизационной ойкумене, базовой для которой выступала Индийская цивилизация.
Индийская и Китайская цивилизации взаимодействовали не только в зонах их перекрещивающихся влияний, но что первая в религиозно-культурном плане (по мере распространения буддизма и связанного с ним богатейшего культурного комплекса индийского происхождения) сыграла существеннейшую роль в трансформации второй (равно как и в становлении зависимых от нее корейской, японской и пр. культур) около середины I тыс. Причем, как предполагает Л.С. Васильев, духовное воздействие индийской культуры на китайскую началось значительно ранее, не позднее третьей четверти I тыс. до н. э., что отрази-
о
fi
I — Античная цивилизация:
1-1 — Латинская субцивилизация; 1-2 — Эллинская субцивилизация
II — Иранско-Зороастрийская цивилизация:
П-1 — Персидско-Западноиранская субцивилизация 11-2 — Бактрийско-Восточноиранская субцивилизация Ш — Эфиопско-Йеменский цивилизационный регион
IV — Индийско-Южноазиатская цивилизация:
IV-1 — Североиндийская (арийская) субцивилизация (Арьяварта)
IV-2 — Южноиндийская (дравидийская) субцивилизация (Дакшинападха)
V — Китайско-Дальневосточная цивилизация:
IV-1 — Северокитайская субцивилизация, IV-2 — Южнокитайская субцивилизация
VI — Мезоамериканский цивилизационный мир и его основные цивилизации:
1 — майя; 2 — Теотихуакан; 3 — сапотеков
VII — Перуанский цивилизационный мир и его основные цивилизации:
1 — Мочика; 2 — Яаска
Карта 6. Основные цивилизации начала I тысячелетия и направления их влияния
к
я х
0)
й о.
а
1
и
a
а т S
а
pa о
и О
г^ аОтдельная цивилизация как дискретное целое____________________________________117
лось в становлении даосской концепции, космогоническом мифе о Паньгу и пр. Равномасштабного китайского воздействия на Индию не было.
Учитывая сказанное, можно ставить вопрос о существовании в средние века некоей суперцивилизационной Индийско-Китайской общности, включавшей обе традиционные, с широкой переходной зоной между ними, циви-лизационные ойкумены. При этом каждая из двух последних была самодостаточной и сохраняла свою моноцентрическую природу. Индия и Китай, соответственно в пределах Южной и Восточной Азии, оставались непререкаемыми культурными авторитетами, тогда как другие ориентировались на них, что, естественно, не означало отсутствия в них собственного творчества (Япония и пр. по отношению к Китаю, Шри-Ланка по отношению к Индии и пр.).
Более того, в Индии и Китае мы можем усмотреть принципиально сходную территориально-цивилизационную структуру, в основе которой лежало разделение на первичный цивилизационный центр (в обоих случаях — на севере) и былую, оформленную первым, периферию (на юге). В Индии эти две части (которые никогда не были полностью объединены в рамках единого государства — этого не достигли даже Маурьи и Гупты) представляли собою арийско-язычную Арьяварту Индско-Гангской низменности и дравидоязычную Дакши-напатху южнее гор Виндхья. В Китае (где с эпох Цинь и Ранней Хань они обычно входили в состав единой империи) им соответствуют территории в бассейне Хуанхэ и рисоводческие (в древности преимущественно лесные) пространства по р. Янцзы и к югу от нее, населенные изначально вьетскими китаизированными впоследствии этносами.
Таким образом, приблизительно с первой половины I тыс. мы можем говорить об образовании обширнейшей духовно-культурной суперцивилизационной общности, включавшей в той или иной степени причастные ей государства Южной, Восточной, Юго-Восточной и Центральной Азии. На западе ее рубежи долгое время оставались неопределенными, и буддизм, как известно, в первые века н. э. имел сильные позиции в восточных областях Ирана и на территории Средней Азии. Однако решительные действия в IV—VI вв. иранских Сасани-дов, направленные на утверждение ортодоксального зороастризма, и тем более арабские завоевания с середины VII в. очертили их достаточно резко.
Понятно, что выделяемая суперцивилизационная общность реально существовала лишь в сфере высших (но весьма разнообразных, включая и философию, и художественно-назидательную литературу, и изобразительное искусство) проявлений индуистско-буддийского комплекса. В политическом, социально-экономическом и пр. отношениях Индия и Китай с их перифериями жили совершенно самостоятельной жизнью, причем на судьбы Индии события, имевшие место на Ближнем Востоке, оказывали куда большее воздействие чем то, что происходило в Восточной Азии. Но некие базовые принципы мировосприятия и мироосмысления в пределах Южной и Восточной Азии оказывались принципиально подобными, особенно если их сравнивать с теми, что получили преимущественное распространение с переходом к средневековью в Передней Азии, Средиземноморье и Европе.
Однако эта мировоззренческая общность никоим образом не снимает принципиальные отличия между Китайско-Дальневосточной и Индийско-Южноазиатской цивилизационными ойкуменами — отличия, глубоко раскрытые М. Вебером при его анализе хозяйственной этики мировых религий, в частности118____________________________Теоретические основы понимания всемирной истории
индуизма и конфуцианства. Если традиционно-индийский тип мироотношения немецкий социолог определил как этику бегства от мира, в результате чего религиозное отношение к активной хозяйственной (с неизбежностью преобразовывающей мир) деятельности здесь вообще приобретает негативную оценку, то традиционно-китайский тип, по его мнению, связан с этикой приспособления к миру — и не только к существующим общественным отношениям, но и к природной среде при высокоорганизованной системе поддержания экологического равновесия (недавно специально изученной Э.С. Кульпиным). Совершенно различны, даже диаметрально противоположны по своим базовым принципам, и традиционные социально-политические системы Индии и Китая. Первая основана на кастовом строе и почти полностью блокирует социальную мобильность, тогда как другая, бюрократическая в своей основе, допускает ее в весьма широких пределах. Не менее существеные, глубинного цивилизаци-онного плана, различия между Китаем и Индией можно показать и почти во всех прочих сферах жизнедеятельности.
Однако вернемся к вопросу о структуре рассматриваемых цивилизацион-ных ойкумен. Как уже отмечалось, они, во-первых, пересекаются между собой, так что обширные пространства Центральной и Юго-Восточной Азии оказываются в зоне их совместного воздействия, во-вторых, состоят из определенного цивилизационного центра и периферии и, в-третьих, сам их цивилизационный центр как бы дуален, состоит из двух субцивилизационных частей, имеющих существенные хозяйственно-культурные, антропологические, этнографические и пр. различия. В Индии это выражено ярче, чем в Китае, но и в последнем южные китайцы разительно отличались и отличаются от северных.
Не менее сложной, в чем-то подобной, а в чем-то совершенно иной, к первым векам н. э. система цивилизационного взаимодействия оказывается и в западной половине Старого Света. Истоки ее лежат глубже.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исторические центры цивилизационного развития: их структура и взаимодействие» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНСТИТУЦІЙНА МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО РИНКУ
Джерела формування власного капіталу
ВАЛЮТНИЙ КУРС
Формування банківського портфеля цінних паперів та управління ним
. Аудит податку на додану вартість сільськогосподарських товарови...


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (11.05.2013)
Переглядів: 585 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП