Огромный по площади (11,8 млн. кв. км, или 8,8% площади обитаемой суши земного шара) субрегион Восточная Азия сосредоточивает более одной четверти мирового населения (1425,8 млн. чел., на 1995 г.). Это важнейшая составная часть Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона, тесно соприкасающаяся с Российской Федерацией и некоторыми другими странами СНГ. Такие масштабы этой части Азии определяются главным образом параметрами современного Китая - Китайской Народной Республики (КНР), провозглашенной, как уже было отмече- но, 1 октября 1949 г. и являющейся, согласно Конституции 1982 г., социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян. Руководящую роль в политической системе страны играет Коммунистическая партия Китая (КПК). В начале 80-х гг. в стране началось проведение глубоких экономических реформ, за годы которых народное хозяйство Китая приобрело отчетливо выраженный динамичный индустриально-аграрный характер, и страна во второй половине 90-х гг. по многим показателям вошла в число мировых промышленных гигантов с быстро развивающейся рыночной экономикой. Административно-территориальное деление страны представлено 23 провинциями (включая Тайвань, который фактически не входит в состав КНР), 5 автономными районами и 3 городами центрального подчинения (к ним относятся Пекин, Шанхай и Тяньцзин). Кроме того, с 1 июля 1997 г. в составе КНР особый административный район Сянган (Гонконг), выдающийся финансово-экономический и торгово-транспортный узел в системе мирового хозяйства, который с 1841 г. был владением Великобритании. Согласно китайско-португальским договоренностям, 20 декабря 1999 г. должно состояться восстановление суверенитета КНР над Аомынем, небольшим владением Португалии на юго-восточном побережье Китая. При этом гарантируется (аналогично соглашениям с Великобританией по Сянгану), что существующие социально-экономическая система и образ жизни населения Аомыня в соответствии с провозглашенным КНР принципом "одно государство - два строя" останутся без изменений еще в течение 50 лет. На основании статьи 31 Конституции КНР на территории Аомыня, как и в случае с Сянганом, будет создан особый административный район. Основная политико-географическая проблема Китая, порожденная революцией 1949 г., - проблема Тайваня, представляющего собой де-факто отдельный политический организм, существующий с 1949 г., государство под названием "Китайская Республика". Не признанное международным сообществом как суверенное государство, Тайвань, тем не менее, пережил в последние десятилетия бурный экономический рост и вошел в число "четырех малых экономических драконов" Восточной Азии, к которым также относятся Республика Корея, Сингапур и Гонконг; он играет все более значительную роль в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона. 222 ГЛАВА VII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АЗИИ 7.5. Восточная Азия и азиатская часть Российской Федерации 223
В отношениях с Тайванем Российская Федерация исходит из позиции КНР, т. е. считает, что правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, Тайвань - неотъемлемая часть территории Китая. В соответствии с этим Россия не поддерживает с Тайванем официальных межгосударственных отношений и контактов. Экономические, научно-технические, культурные и другие связи между Россией и Тайванем осуществляются на неофициальной основе в соответствии с Указом президента РФ "Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем" от 15 сентября 1992 г. В своих отношениях с КНР Тайвань исходит из того, что по обе стороны Тайваньского пролива расположены разные, самостоятельно управляемые политические образования. Правительство же КНР считает, что Тайвань должен ее признать и предлагает формулу "одно государство - две системы", в соответствии с которой Тайвань (как это уже произошло с Сянганом) становится особым административным районом под юрисдикцией единого Китая, но имеет право сохранить свою социальную систему. Тайвань не принимает эту формулу и предлагает свою - "одна страна - два правительства", а также проведение переговоров на межправительственном уровне, что не устраивает Пекин, поскольку это означало бы признание им правительства Тайваня. Таким образом, проблема подлинно единого Китая остается нерешенной. Особого внимания заслуживает проблема российско-китайских отношений в целом и российско-китайской границы, в частности. В совместном российско-китайском заявлении, принятом по итогам пятой встречи на высшем уровне между Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным и Председателем КНР Цзян Цзаминем в ноябре 1997 г., подчеркнуто, что обе стороны "намерены продолжать развивать отношения дружбы и сотрудничества между Россией и Китаем, считая их важной органичной частью безопасности, стабильности и экономического прогресса на Евроазиатском континенте и на Тихом океане." "Главы государств России и Китая торжественно объявляют, что все вопросы, связанные с осуществляемой в соответствии с соглашением от 16 мая 1991 года демаркацией российско-китайской границы на ее восточной части, урегулированы, что демаркируемая российско-китайская граница на ее восточной части (около 4200 км) впервые в истории отноше- ний двух стран четко обозначена на местности. Стороны заявляют также о готовности осуществить в согласованные сроки демаркационные работы на западной части российско-китайской границы (около 55 км)"7. Итак, действительно, впервые в истории отношений между нашими странами, которая насчитывают около 400 лет, было завершено юридическое оформление границы на всем протяжении ее восточной основной части (правда, проблему трех спорных участков - двух у Хабаровска и одного в верховьях реки Аргунь -решили оставить будущим поколениям). Российско-китайская граница, бывшая некогда ареной недоразумений и конфликтов, начала приобретать цивилизованный характер. В связи с этим большое значение приобретают и еще два соглашения о доверии в военной области и сокращении вооруженных сил в приграничье между Китаем и четырьмя государствами-членами СНГ - Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в районе бывшей советской границы, протянувшейся на 7500 км. Пять государств заявили о неприменении силы или угрозы силой в отношении друг друга, отказываясь от одностороннего военного превосходства и опасной военной деятельности. Появилась 100-километровая зона по обе стороны границы, где каждый обязался избегать сюрпризов и информировать партнеров о любых изменениях в войсках. При этом, как отмечается, боеспособность российской дальневосточной группировки не снижается 8. Вот какой вид приобрела российско-китайская граница на ее восточном участке - от Монголии до реки Туманная: столбы, столбы, столбы - их всего 1182 т; четные - российские, железобетонные или керамзитобетонные, нечетные - китайские, которые, верные традициям, предпочли гранит. В Забайкалье столбы стоят через каждые 1,5-3 км, а в Приморье, где рельеф сложнее, - порой через 300-400 метров. Существует договоренность, согласно которой границу будут теперь проверять регулярно: на суше не реже одного раза в 10 лет, на реках чаще. Совместные гидрографические промеры показали, по какому рукаву реки проходит главный фарватер, т. е. собственно линия границы, и, следовательно, кому будет принадлежать тот или иной остров на реке. В ходе демаркации возникла идея совместного хозяйственного использования некоторых островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках. Здесь будут действовать законы государства, обладающего суверенитетом над островом, но оно (это государство) обязуется защищать права и интересы соседей в приграничье 9.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Современный Китай и российско-китайские отношения» з дисципліни «Політична географія світу»