Политико-географический облик и политико-географические проблемы Европы в значительной степени определяются деятельностью НАТО, в настоящее время единственного в этом регионе (и крупнейшего в мире) военно-политического союза: ведь в Европе расположено 14 из 16 стран-членов этой организации, включая "азиатско-европейскую" Турцию. На этом фоне необходимо выделить нейтральные государства, не входящие в НАТО - Швейцарию, Австрию, Швецию, Финляндию, Ирландию, Мальту, а также государства - члены блока, на территории которых (по состоянию на начало 1998 г.) нет военных баз НАТО (Франция, Испания, Дания, Норвегия), и Бельгию, где в Брюсселе и его окрестностях находятся главные органы управления НАТО. Следует также подчеркнуть, что НАТО является важным фактором влияния США в Европе, где эта держава сохраняет свой 100-тысячный военный контингент. В последние годы в нашей стране серьезную озабоченность вызывали планы расширения НАТО, его "наступления" на восток, подготовительный этап которых состоялся в 1997-1998 гг., а пер- 6. 2. НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности 201 вая волна вступающих в 1999 г. должна состоять из Польши, Чехии и Венгрии . "Кандидатами второй волны являются Словения, Румыния и некоторые другие страны Центральной и Восточной Европы. Многие специалисты считают, что сдвиг военной инфраструктуры НАТО на восток, т. е. к границам России, приведет к существенному изменению геополитической ситуации в Европе: будут затронуты интересы безопасности нашей страны. Кроме того, расширение НАТО может втянуть участников этого блока в вооруженные конфликты и за пределами Европы 5. По некоторым оценкам, расширение НАТО грозит новым расколом Европы, и чтобы избежать такого развития, необходимо строительство т. н. "Большой Европы" - от Рейкьявика до Владивостока, т. е., включая всю Россию. Такое обязательство добровольно и единогласно взяли европейские страны в соответствии с Парижской хартией 1990 г. Европейская история XX в. хорошо показывает, что конфликты, ведущие к крупным военным осложнениям, всегда зарождались в треугольнике Франция — Германия — Россия. Благодаря франко-германскому договору о дружбе 1963 г. оба эти государства вступили в отношения тесного партнерства, которые исключают возникновение каких-либо серьезных конфликтов. Когда к этому партнерству в полной мере присоединится и Россия, острота проблемы европейской безопасности перестанет существовать. Как отмечает доктор политических наук И. Максимычев, "Европа может стать одним из полюсов грядущего столетия - для этого она должна стать Большой. Без России она навсегда останется Малой" 6. В этом отношении важную роль призвано сыграть участие России и других стран, в том числе,Членов СНГ, в программе НАТО "Партнерство ради мира", внутренняя адаптация этого союза -в сторону от модели холодной войны, пересмотр стратегических концепций России и НАТО в связи с подписанием 27 мая 1997 г. "Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора", в котором, в частности, подчеркнуто, что "Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников. Общей целью России и НАТО являются преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества. Настоящим Актом подтверждается их решимость наполнить конкретным содержанием общее обязательство России и НАТО по созданию 202 ГЛАВА VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ 6. 2. НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности
стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо всех ее народов" 7. На рубеже веков перед ведущими странами мира встала серьезнейшая задача - разработать новую международную систему безопасности на долгосрочную перспективу. Такая система, по определению У. Кристофера, бывшего госсекретаря США, заключается в формировании нового атлантического сообщества (НАС) на основе НАТО и Евросоюза, при более глубоком партнерстве США с более широкой и более интегрированной Европой. Первым шагом при создании НАС, по мнению Кристофера, должно быть расширение НАТО за счет нескольких постсоциалистических стран, с последующим включением в новую систему всех европейских стран. Считается, что в долгосрочной перспективе Россия тоже может стать членом НАС. Планы расширения НАТО рассматриваются идеологами НАС не как расширение военного блока и угроза России и другим странам, которые на первых этапах в него не войдут, а как "стремление расширить границы либерального демократического порядка. Авторы политической концепции будущего НАТО заявляют, что, находясь в центре мира, созданного своими усилиями, США вправе возглавить процесс по его укреплению, опираясь на ведущую международную структуру" 8. Вполне очевидно стремление США сохранить и укрепить свою ведущую, "дирижирующую" роль в современном мире как единственной сверхдержавы. В то же время в Европе развиваются свои "собственные" интеграционные процессы, все более активно действуют региональные организации, в той или иной степени отражающие интересы всех или большинства стран континента, способствующие утверждению коллективной безопасности, демократических прав и свобод человека. К этим организациям относится прежде всего Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - преобразованное в 1994 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, действующее с 1973 г. Главной целью ОБСЕ является мирное сосуществование и налаживание отношений равноправного сотрудничества между государствами Европы. Государствами-участниками являются все европейские государства, а также США и Канада. Заслуживает внимания деятельность Совета Европы (СЕ), образованного в 1949 г., представляющего собой старейшую на континенте и самую представительную консультативную политическую организацию. Главными практическими задачами СЕ является защита парламентской демократии, прав человека, верховенства закона, приведение к общему стандарту социальной политики и юридической практики, а также поощрение культуры и самоидентификации европейских народов. Формально все внешнеполитические и сугубо военные вопросы вынесены за рамки компетенции СЕ. Начиная с 1989 г., сверхзадачей СЕ становится мониторинг демократических преобразований в бывших социалистических странах, контроль за соблюдением в них прав человека и оказание помощи в проведении конституционной реформы. Руководящими органами СЕ являются Комитет министров, в составе министров иностранных дел стран-участниц - Парламентская ассамблея, состоящая из депутатов, делегированных национальными парламентами, Конгресс местных и региональных органов власти и Секретариат СЕ (их местопребывание -г. Страсбург во Франции). Кроме того, в структуре СЕ важное место занимает Европейский суд по правам человека, в который могут обратиться все граждане стран-участниц Совета. Россия заявила о своем желании вступить в эту организацию еще в мае 1992 г., имея в виду, что членство в СЕ открывает в перспективе дверь в Европейский союз, и в начале 1996 г. стала полноправным членом, 39-м государством в составе Совета Европы. Что же касается сближения России с Евросоюзом (ЕС), то на нынешнем этапе оно заключается в реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, которое было заключено в 1994 г., но полностью ратифицировано лишь в 1997 г. Этот полномасштабный документ предусматривает: а) в политическом плане - установление постоянного диа лога между Москвой и Брюсселем (где находится штаб-квартира ЕС) на высшем уровне, т. е. отношения становятся (должны :стать!) такими же, как и между ЕС и США, ЕС и Японией; б) в экономическом плане - реализацию на практике четы рех свобод в торгово-экономических отношениях: свободы дви жения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности» з дисципліни «Політична географія світу»