ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Політична географія світу

НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности
Политико-географический облик и политико-географические проблемы Европы в значительной степени определяются дея­тельностью НАТО, в настоящее время единственного в этом ре­гионе (и крупнейшего в мире) военно-политического союза: ведь в Европе расположено 14 из 16 стран-членов этой организации, включая "азиатско-европейскую" Турцию.
На этом фоне необходимо выделить нейтральные государ­ства, не входящие в НАТО - Швейцарию, Австрию, Швецию, Фин­ляндию, Ирландию, Мальту, а также государства - члены блока, на территории которых (по состоянию на начало 1998 г.) нет военных баз НАТО (Франция, Испания, Дания, Норвегия), и Бель­гию, где в Брюсселе и его окрестностях находятся главные орга­ны управления НАТО.
Следует также подчеркнуть, что НАТО является важным фак­тором влияния США в Европе, где эта держава сохраняет свой 100-тысячный военный контингент.
В последние годы в нашей стране серьезную озабоченность вызывали планы расширения НАТО, его "наступления" на восток, подготовительный этап которых состоялся в 1997-1998 гг., а пер-
6. 2. НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности 201
вая волна вступающих в 1999 г. должна состоять из Польши, Чехии и Венгрии . "Кандидатами второй волны являются Словения, Румы­ния и некоторые другие страны Центральной и Восточной Европы. Многие специалисты считают, что сдвиг военной инфраструк­туры НАТО на восток, т. е. к границам России, приведет к суще­ственному изменению геополитической ситуации в Европе: бу­дут затронуты интересы безопасности нашей страны. Кроме того, расширение НАТО может втянуть участников этого блока в воору­женные конфликты и за пределами Европы 5.
По некоторым оценкам, расширение НАТО грозит новым рас­колом Европы, и чтобы избежать такого развития, необходимо строительство т. н. "Большой Европы" - от Рейкьявика до Вла­дивостока, т. е., включая всю Россию. Такое обязательство добро­вольно и единогласно взяли европейские страны в соответствии с Парижской хартией 1990 г. Европейская история XX в. хоро­шо показывает, что конфликты, ведущие к крупным военным осложнениям, всегда зарождались в треугольнике Франция — Германия — Россия. Благодаря франко-германскому договору о дружбе 1963 г. оба эти государства вступили в отношения тес­ного партнерства, которые исключают возникновение каких-либо серьезных конфликтов. Когда к этому партнерству в полной мере присоединится и Россия, острота проблемы европейской безо­пасности перестанет существовать. Как отмечает доктор полити­ческих наук И. Максимычев, "Европа может стать одним из по­люсов грядущего столетия - для этого она должна стать Большой. Без России она навсегда останется Малой" 6.
В этом отношении важную роль призвано сыграть участие России и других стран, в том числе,Членов СНГ, в программе НАТО "Партнерство ради мира", внутренняя адаптация этого союза -в сторону от модели холодной войны, пересмотр стратегических концепций России и НАТО в связи с подписанием 27 мая 1997 г. "Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотруд­ничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора", в котором, в частности, подчеркнуто, что "Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников. Общей целью России и НАТО являются преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества. Настоящим Актом подтверждается их решимость наполнить конкретным содержанием общее обязательство России и НАТО по созданию
202
ГЛАВА VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ
6. 2. НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности

стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо всех ее народов" 7.
На рубеже веков перед ведущими странами мира встала се­рьезнейшая задача - разработать новую международную сис­тему безопасности на долгосрочную перспективу. Такая сис­тема, по определению У. Кристофера, бывшего госсекретаря США, заключается в формировании нового атлантического сообщества (НАС) на основе НАТО и Евросоюза, при более глубоком парт­нерстве США с более широкой и более интегрированной Евро­пой. Первым шагом при создании НАС, по мнению Кристофера, должно быть расширение НАТО за счет нескольких постсоциали­стических стран, с последующим включением в новую систему всех европейских стран. Считается, что в долгосрочной перспек­тиве Россия тоже может стать членом НАС.
Планы расширения НАТО рассматриваются идеологами НАС не как расширение военного блока и угроза России и другим странам, которые на первых этапах в него не войдут, а как "стрем­ление расширить границы либерального демократического поряд­ка. Авторы политической концепции будущего НАТО заявляют, что, находясь в центре мира, созданного своими усилиями, США вправе возглавить процесс по его укреплению, опираясь на веду­щую международную структуру" 8.
Вполне очевидно стремление США сохранить и укрепить свою ведущую, "дирижирующую" роль в современном мире как единственной сверхдержавы.
В то же время в Европе развиваются свои "собственные" ин­теграционные процессы, все более активно действуют региональ­ные организации, в той или иной степени отражающие интересы всех или большинства стран континента, способствующие утверж­дению коллективной безопасности, демократических прав и свобод
человека.
К этим организациям относится прежде всего Организа­ция по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) -
преобразованное в 1994 г. Совещание по безопасности и со­трудничеству в Европе, действующее с 1973 г. Главной целью ОБСЕ является мирное сосуществование и налаживание отноше­ний равноправного сотрудничества между государствами Европы. Государствами-участниками являются все европейские государ­ства, а также США и Канада.
Заслуживает внимания деятельность Совета Европы (СЕ), образованного в 1949 г., представляющего собой старейшую на
континенте и самую представительную консультативную полити­ческую организацию. Главными практическими задачами СЕ яв­ляется защита парламентской демократии, прав человека, верхо­венства закона, приведение к общему стандарту социальной политики и юридической практики, а также поощрение культуры и самоидентификации европейских народов. Формально все внеш­неполитические и сугубо военные вопросы вынесены за рамки компетенции СЕ.
Начиная с 1989 г., сверхзадачей СЕ становится мониторинг де­мократических преобразований в бывших социалистических странах, контроль за соблюдением в них прав человека и оказа­ние помощи в проведении конституционной реформы.
Руководящими органами СЕ являются Комитет министров, в составе министров иностранных дел стран-участниц - Парла­ментская ассамблея, состоящая из депутатов, делегированных национальными парламентами, Конгресс местных и региональ­ных органов власти и Секретариат СЕ (их местопребывание -г. Страсбург во Франции).
Кроме того, в структуре СЕ важное место занимает Европей­ский суд по правам человека, в который могут обратиться все граждане стран-участниц Совета.
Россия заявила о своем желании вступить в эту организацию еще в мае 1992 г., имея в виду, что членство в СЕ открывает в перспективе дверь в Европейский союз, и в начале 1996 г. стала полноправным членом, 39-м государством в составе Совета Европы.
Что же касается сближения России с Евросоюзом (ЕС), то на нынешнем этапе оно заключается в реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, которое было заключено в 1994 г., но полностью ратифицировано лишь в 1997 г. Этот полномасштабный документ предусматривает:
а) в политическом плане - установление постоянного диа­
лога между Москвой и Брюсселем (где находится штаб-квартира
ЕС) на высшем уровне, т. е. отношения становятся (должны
:стать!) такими же, как и между ЕС и США, ЕС и Японией;
б) в экономическом плане - реализацию на практике четы­
рех свобод в торгово-экономических отношениях: свободы дви­
жения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности» з дисципліни «Політична географія світу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПОНЯТТЯ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЯ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА СТРУКТУРА ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ
ДИЗАЙН, ЙОГО ОБ’ЄКТИ ТА ПРОГРАМИ
Аудит обліку витрат на формування основного стада
Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...


Категорія: Політична географія світу | Додав: koljan (11.05.2013)
Переглядів: 925 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП