ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Політична географія світу

НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности
Политико-географический облик и политико-географические проблемы Европы в значительной степени определяются дея­тельностью НАТО, в настоящее время единственного в этом ре­гионе (и крупнейшего в мире) военно-политического союза: ведь в Европе расположено 14 из 16 стран-членов этой организации, включая "азиатско-европейскую" Турцию.
На этом фоне необходимо выделить нейтральные государ­ства, не входящие в НАТО - Швейцарию, Австрию, Швецию, Фин­ляндию, Ирландию, Мальту, а также государства - члены блока, на территории которых (по состоянию на начало 1998 г.) нет военных баз НАТО (Франция, Испания, Дания, Норвегия), и Бель­гию, где в Брюсселе и его окрестностях находятся главные орга­ны управления НАТО.
Следует также подчеркнуть, что НАТО является важным фак­тором влияния США в Европе, где эта держава сохраняет свой 100-тысячный военный контингент.
В последние годы в нашей стране серьезную озабоченность вызывали планы расширения НАТО, его "наступления" на восток, подготовительный этап которых состоялся в 1997-1998 гг., а пер-
6. 2. НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности 201
вая волна вступающих в 1999 г. должна состоять из Польши, Чехии и Венгрии . "Кандидатами второй волны являются Словения, Румы­ния и некоторые другие страны Центральной и Восточной Европы. Многие специалисты считают, что сдвиг военной инфраструк­туры НАТО на восток, т. е. к границам России, приведет к суще­ственному изменению геополитической ситуации в Европе: бу­дут затронуты интересы безопасности нашей страны. Кроме того, расширение НАТО может втянуть участников этого блока в воору­женные конфликты и за пределами Европы 5.
По некоторым оценкам, расширение НАТО грозит новым рас­колом Европы, и чтобы избежать такого развития, необходимо строительство т. н. "Большой Европы" - от Рейкьявика до Вла­дивостока, т. е., включая всю Россию. Такое обязательство добро­вольно и единогласно взяли европейские страны в соответствии с Парижской хартией 1990 г. Европейская история XX в. хоро­шо показывает, что конфликты, ведущие к крупным военным осложнениям, всегда зарождались в треугольнике Франция — Германия — Россия. Благодаря франко-германскому договору о дружбе 1963 г. оба эти государства вступили в отношения тес­ного партнерства, которые исключают возникновение каких-либо серьезных конфликтов. Когда к этому партнерству в полной мере присоединится и Россия, острота проблемы европейской безо­пасности перестанет существовать. Как отмечает доктор полити­ческих наук И. Максимычев, "Европа может стать одним из по­люсов грядущего столетия - для этого она должна стать Большой. Без России она навсегда останется Малой" 6.
В этом отношении важную роль призвано сыграть участие России и других стран, в том числе,Членов СНГ, в программе НАТО "Партнерство ради мира", внутренняя адаптация этого союза -в сторону от модели холодной войны, пересмотр стратегических концепций России и НАТО в связи с подписанием 27 мая 1997 г. "Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотруд­ничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора", в котором, в частности, подчеркнуто, что "Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников. Общей целью России и НАТО являются преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества. Настоящим Актом подтверждается их решимость наполнить конкретным содержанием общее обязательство России и НАТО по созданию
202
ГЛАВА VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ
6. 2. НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности

стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо всех ее народов" 7.
На рубеже веков перед ведущими странами мира встала се­рьезнейшая задача - разработать новую международную сис­тему безопасности на долгосрочную перспективу. Такая сис­тема, по определению У. Кристофера, бывшего госсекретаря США, заключается в формировании нового атлантического сообщества (НАС) на основе НАТО и Евросоюза, при более глубоком парт­нерстве США с более широкой и более интегрированной Евро­пой. Первым шагом при создании НАС, по мнению Кристофера, должно быть расширение НАТО за счет нескольких постсоциали­стических стран, с последующим включением в новую систему всех европейских стран. Считается, что в долгосрочной перспек­тиве Россия тоже может стать членом НАС.
Планы расширения НАТО рассматриваются идеологами НАС не как расширение военного блока и угроза России и другим странам, которые на первых этапах в него не войдут, а как "стрем­ление расширить границы либерального демократического поряд­ка. Авторы политической концепции будущего НАТО заявляют, что, находясь в центре мира, созданного своими усилиями, США вправе возглавить процесс по его укреплению, опираясь на веду­щую международную структуру" 8.
Вполне очевидно стремление США сохранить и укрепить свою ведущую, "дирижирующую" роль в современном мире как единственной сверхдержавы.
В то же время в Европе развиваются свои "собственные" ин­теграционные процессы, все более активно действуют региональ­ные организации, в той или иной степени отражающие интересы всех или большинства стран континента, способствующие утверж­дению коллективной безопасности, демократических прав и свобод
человека.
К этим организациям относится прежде всего Организа­ция по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) -
преобразованное в 1994 г. Совещание по безопасности и со­трудничеству в Европе, действующее с 1973 г. Главной целью ОБСЕ является мирное сосуществование и налаживание отноше­ний равноправного сотрудничества между государствами Европы. Государствами-участниками являются все европейские государ­ства, а также США и Канада.
Заслуживает внимания деятельность Совета Европы (СЕ), образованного в 1949 г., представляющего собой старейшую на
континенте и самую представительную консультативную полити­ческую организацию. Главными практическими задачами СЕ яв­ляется защита парламентской демократии, прав человека, верхо­венства закона, приведение к общему стандарту социальной политики и юридической практики, а также поощрение культуры и самоидентификации европейских народов. Формально все внеш­неполитические и сугубо военные вопросы вынесены за рамки компетенции СЕ.
Начиная с 1989 г., сверхзадачей СЕ становится мониторинг де­мократических преобразований в бывших социалистических странах, контроль за соблюдением в них прав человека и оказа­ние помощи в проведении конституционной реформы.
Руководящими органами СЕ являются Комитет министров, в составе министров иностранных дел стран-участниц - Парла­ментская ассамблея, состоящая из депутатов, делегированных национальными парламентами, Конгресс местных и региональ­ных органов власти и Секретариат СЕ (их местопребывание -г. Страсбург во Франции).
Кроме того, в структуре СЕ важное место занимает Европей­ский суд по правам человека, в который могут обратиться все граждане стран-участниц Совета.
Россия заявила о своем желании вступить в эту организацию еще в мае 1992 г., имея в виду, что членство в СЕ открывает в перспективе дверь в Европейский союз, и в начале 1996 г. стала полноправным членом, 39-м государством в составе Совета Европы.
Что же касается сближения России с Евросоюзом (ЕС), то на нынешнем этапе оно заключается в реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, которое было заключено в 1994 г., но полностью ратифицировано лишь в 1997 г. Этот полномасштабный документ предусматривает:
а) в политическом плане - установление постоянного диа­
лога между Москвой и Брюсселем (где находится штаб-квартира
ЕС) на высшем уровне, т. е. отношения становятся (должны
:стать!) такими же, как и между ЕС и США, ЕС и Японией;
б) в экономическом плане - реализацию на практике четы­
рех свобод в торгово-экономических отношениях: свободы дви­
жения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАТО, Россия и проблемы европейской безопасности» з дисципліни «Політична географія світу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
Аудит вибуття тварин
Заходи щодо запобігання ризикам або їх зменшення
АУДИТОРСЬКИЙ ЗВІТ ТА ВИСНОВОК
Склад і структура ресурсів комерційного банку


Категорія: Політична географія світу | Додав: koljan (11.05.2013)
Переглядів: 931 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП