Демократические революции в странах Центральной и Восточной Европы. Распад СФРЮ
В конце 80-начале 90-х гг. произошли глубокие изменения в жизни ныне уже бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), большинство из которых были союзниками СССР по Организации Варшавского Договора и Совету Экономической Взаимопомощи. Эти изменения обусловлены демократическими, антитоталитарными революциями, начавшимися в названных странах в 1989 г. "Они являли собой противоположность революциям 40-х годов. Тем не менее у них есть общие черты. Революции 40-х годов начинались с захвата власти, формирования тоталитарного режима, а затем под него подводилась соответствующая социальная, экономическая опора в форме "строительства социализма". Таким же путем шли революции 1989 года. Сначала был сокрушен политический режим и к власти пришли оппозиционные силы, которые затем начали "строительство капитализма", создание соответствующей социально-экономической базы, рыночного хозяйства"23. Политические и социально-экономические перемены в странах ЦВЕ-отражение общемировой демократической тенденции. Их существо заключается в переходе от тоталитаризма к парламентскому плюрализму (многопартийности), к гражданскому обществу и правовому государству. Происшедшие изменения носят ярко выраженный революционный характер. Однако рассматриваемые народные, демократические революции в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии и Болгарии не укладываются в привычные схемы оценки социальных революций: "социалистическая "— буржуазная", "революция - контрреволюция". По мнению доктора философских наук Б. Пугачева, "это особый тип антитоталитарных революций, который по своему характеру в новейшей истории больше близок... к революциям 70-х годов в Испании и Португалии. Антитоталитарные революции в Восточной Европе с неизбежностью приобрели антикоммунистическую направленность. Они должны были породить (и быстро породили) новые политические силы... Тоталитарные и авторитарные режимы в Восточной Европе не смогут быть воссозданы, ибо они оказались нежизнеспособными в сколь-либо длительной исторической перспективе"24. Во всех странах ЦВЕ произошло отстранение от руководства коммунистических партий, была введена многопартийность, проведена либерализация режимов, разработаны и начали осуществляться глубокие реформы, нацеленные на изменение социально-экономического строя и политической системы. При всех национально-государственных особенностях в целом демократические революции в этих странах имели мирный характер (трагический вариант революции имел место в Румынии, где диктатор Чаушеску пытался утопить в крови народное восстание в декабре 1989 г.), их объединяет отказ от тоталитарной модели социализма, возвращение к идеям либеральной демократии. Крушение тоталитарных режимов в ЦВЕ означает, что в Европе восстанавливается цивилизованное единство на основе либеральной демократии и социально-ориентированной рыночной экономики. В связи с этим отметим важный аспект развития постсоциалистических восточноевропейских стран - их "возвращение в Европу", которое выражается, прежде всего, в развитии: интеграционных связей этих стран с Европейским союзом (уже в ноябре 1991 г. был подписан договор об ассоциированном членстве в ЕС Венгрии, Польши и Чехословакии), в начавшемся процессе вступления в НАТО Польши, Венгрии и некоторых других государств ЦВЕ. Новый этап в жизни этого субрегиона Европы был насыщен немалыми трудностями, обострением межгосударственных, этнических и иных проблем. Так, межнациональные противоречия в бывшей федеративной Чехословакии привели к мирному разделу страны: с 1 января 1993 г. на ее месте возникло два государства - Чехия и Словакия. Однако в Югославии такого рода внутригосударственные противоречия в процессе распада социалистической федерации (СФРЮ) приняли характер вооруженного конфликта, самого кровавого в Европе после второй мировой войны. Рассмотрим распад этого многонационального государства подробнее, обратив особое внимание на вопросы о причинах его крушения и о том, почему это произошло в столь разрушительном и кровавом виде. Распад СФРЮ, так же как и Советского Союза, имеет глубокие социально-политические и национально-исторические корни, связанные с самим фактом образования этого наиболее многонационального государства в Европе за пределами СССР. Как уже было отмечено выше, Югославия в качестве единого независимого государства было провозглашена 1 декабря 1918 г. 182 ГЛАВА V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА МИРА (до 1929 г. она называлась Королевством сербов, хорватов и словенцев). В новом государстве южных славян объединились части бывшей Австро-Венгерской империи, распавшейся в 1918 г., и Сербия с Черногорией, к тому времени независимые государства. Хотя Словения, Центральная и Восточная Хорватия и Воеводина, входившие ранее в состав Австро-Венгерской империи, были наиболее развитыми в экономическом отношении регионами Югославии, правящие круги Сербии стремились занять доминирующие позиции в стране и выступали за централизованное унитарное государство, что и было закреплено в конституции 1921 г. Это не могло не привести к обострению сербо-хорватских отношений, к активной борьбе политических сил Хорватии за независимое хорватское государство. Противоборство сербов и хорватов особенно масштабно проявилось в годы второй мировой войны, когда Югославия была оккупирована Германией и ее союзниками. В это время на территории Хорватии и было провозглашено так называемое Независимое государство Хорватия, где был установлен профашистский режим, проводивший политику геноцида в отношении сербского населения (были зверски убиты сотни тысяч сербов). Широко развернувшаяся в годы фашистской оккупации под руководством компартии освободительная борьба проходила под лозунгом братства и единства югославских народов. После освобождения страны, в 1946 г., была принята новая конституция, закрепившая уже федеративный принцип государственного устройства страны. Однако на практике Югославия (подобно ее прототипу -Советскому Союзу) оставалась унитарным централизованным бюрократическим государством, в котором монополией на власть обладал Союз коммунистов Югославии (СКЮ), исключавший всякую возможность устранения бюрократического централизма. Между тем исключительное разнообразие национально-этнических условий в этой стране (при весьма условных границах входивших в СФРЮ шести республик) сочеталось с глубокими различиями в уровне экономического развития ее республик и краев, не соответствующими их политическому влиянию. Так, Словения, где проживало лишь 10% населения Югославии, обеспечивала почти 30% ее экспорта, а ВНП в расчете на душу населения в 2,5 раза превосходил уровень Сербии (36% населения СФРЮ). Сербия традиционно считалась оплотом федерации, но в других республиках ее стали воспринимать как враждебную силу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Демократические революции в странах Центральной и Восточной Европы. Распад СФРЮ» з дисципліни «Політична географія світу»