ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Реформы Петра I
Основы современного АТД России
были заложены Петром I, упразд­нившим прежние феодальные территориальные единицы. Целью петровских реформ была дальнейшая централизация управления государством и концентрация власти в руках монарха. В 1708 г. Петр образовал восемь огромных генерал-губернаторств (почти столько же, сколько сейчас федеральных округов). Однако довольно быст­ро оказалось, что столь крупными территориальными единицами трудно управлять, и еще при жизни Петра они были разделены. В 1719 г. число губерний было увеличено до 11, сами они разделе­ны на провинции (их насчитывалось 47, затем 50), а позже — на дистрикты. В 1713 г. при назначаемых царем губернаторах, в чьи функции входили как гражданское управление, судебное произ­водство, так и командование всеми войсками на территории гу­бернии, были учреждены избиравшиеся дворянами 8-12 постов ландратов, просуществовавшие, однако, только до 1719 г.
При Петре Iбыла изменена и система городского управления.
В отличие от Западной Европы, русский город был прежде всего государственной крепостью и средоточием функций управления, поэтому и управление им организовывалось «сверху» [Анимица, Тертышный, 1998]. К исходу Петровской эпохи (1718-1724) в рос­сийских городах по остзейскому образцу были созданы магистра­ты, избиравшиеся на посадских сходах и заведовавшие делами тор­гово-промышленного населения. Нечего и говорить, что все «под­лое» население, занятое по найму или на черных работах, в выборах участвовать не могло. В задачи магистратов входило также составле­ние «описаний» (переписей) городов и промыслов. Мирские схо­ды в городах занимались разверсткой податей.
В 1727 г. число и границы губерний были уточнены, а магистра­ты переданы в подчинение губернаторам. Некоторые изменения в сетку АТД вносились и позже, вплоть до знаменитой екатеринин­ской реформы 1774—1775 гг. Ее целью было расширение прав тер­риториальных органов управления и вовлечение в их деятельность местного дворянства.
Преобразования Екатерины II Реформа Екатерины IIоказала ог­ромное влияние на государственное устройство России. Были разработаны достаточно четкие критерии деления страны на губернии и уезды, учитывавшие расселение, интересы обороны, состояние экономики и транспорта, Специ­альные комиссии готовили доклады по границам и устройству каж­дой будущей губернии, «защищавшиеся» на заседаниях под пред­седательством самой императрицы. Поэтому с осуществлением реформы не спешили — оно растянулось до 1785 г. Было установ­лено, что численность населения губерний должна быть от 300 до 400 тыс. душ мужского пола, а уездов — 20-30 тыс. Губернские и другие административные центры должны были иметь хорошую транспортную доступность из столицы, что было призвано спо­собствовать эффективной прямой и обратной связи и облегчать мобилизацию в случае войны. Многие губернии оказались вытяну­тыми вдоль Волги, игравшей в то время роль незаменимой транс­портной магистрали.
Созданные еще в в. губернии в центральной части стра-
ны, коренной России, просуществовали вплоть до преобразова­ний после революции 1917 г. Более того, даже нынешние границы областей нередко следуют рубежам, начертанным более двух веков назад. Установлено, что 54% границ областей Центрального райо­на повторяют губернские границы. Они устоялись в сознании насе-
закреплены в системе расселения, дорожной сети и даже в экологическом каркасе территории — ведь пограничные между об­ластями зоны отличаются разреженностью дорожной сети и пони­женной освоенностью. Все это в немалой степени результат всегда свойственной России высокой централизации, способствовавшей росту прежде всего административных центров, значительно опере­жавших остальные города [Лаппо, 1997], и формированию вокруг них узловых районов, господству структур «центр—периферия».
По екатерининскому закону, в стране было установлено двух­членное АТД «губерния—уезд», причем управление всеми учреж­денными губерниями было организовано по единому образцу. Все­го к 1785 г. насчитывалось 41 наместничество (так поначалу назы­вались новые губернии), 3 губернии и одна область на правах наместничества.
К 1796 г. число губерний возросло до 51. Губернаторы по-пре­жнему назначались высочайшим указом и могли участвовать в ра­боте Сената с правом голоса. Впервые перед местным управлением была поставлена задача не только быть проводниками указов цен­тральной власти, но и оказывать населению социальные услуги — строить больницы, богадельни, школы и т.п. Часть состава губерн­ских учреждений выбиралась по сословиям — именно с екатери­нинской реформы в России стали возрождаться земства.
Города впервые стали самостоятельными административными еди­ницами, в них при назначаемых городничих снова появились выбор­ные, хотя и подконтрольные, магистраты, избиравшиеся купече­ством и мещанством. Изданная в 1785 г. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», установившая понятие городского общества, стала первым законом о местном самоуправлении. В эти общества включались жители города вне зависимости от сословной принадлежности. Критериями служило постоянное проживание в го­роде, владение недвижимостью, занятие торговлей или ремеслом или служба в учреждении. Городское общество получило право из­бирать (хотя и по высокому имущественному цензу и под строгой опекой правительственных чиновников) собрание городских обы­вателей, действовавшее наряду с магистратами. Городам было пред­писано иметь планы застройки, утверждавшиеся императрицей.
Павел 1 инициировал новый виток укрупнения губерний, од­нако его наследник Александр I восстановил с некоторыми изме­нениями екатерининскую сетку АТД. Она менялась в основном на периферии империи, и в целом число губерний медленно увели­чивалось.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Реформы Петра I» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Системи передачі даних
СУЧАСНІ СИСТЕМИ МЕНЕДЖМЕНТУ ЯКОСТІ
Аналізатори протоколів
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...
Аудит нематеріальних активів. Мета і завдання аудиту


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 765 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП