Пересмотр всего комплекса отношений между человеком и местной администрацией
Правам личности все чаще отдается приоритет е сравнении с интересами территориальной общности, Потребности людей растут и, что особенно важно, постоянно диверсифицируются. Органы власти на разных уровнях, как правило, неспособны быстро и адекватно реагировать на изменения в потребностях. В эпоху «государства всеобщего благосостояния» на Западе и при социализме в Центральной и Восточной Европе они взвалили на себя ответственность за многие сферы жизни общества, и бремя расходов оказалось чаще всего непосильным. Социальные программы и деятельность коммунальных служб приносились в жертву интересам политиков и партий, падала их эффективность. Ныне предполагается, что слишком сильная финансовая зависимость местного самоуправления от центральной власти, с одной стороны, и людей от государственных органов — с другой, подавляет местную и частную инициативу, общественную самоорганизацию (низовую демократию). В деятельности местного самоуправления, в частности городах, упор переносится от прямого контроля над деятельностью разных коммунальных служб на создание необходимых условий для проявления частной или групповой инициативы в соответствующих сферах и регулирование рынка услуг. Это создает предпосылки для уменьшения занятых в управлении и роли местных властей вообще и опять-таки повышает жизнеспособность, казалось бы, раньше обреченных мелких коммун. Таким образом, суть проблемы адаптации АТД к социальным изменениям заключается в том, что пространство деятельности людей в ходе быстрого технологического прогресса непрерывно меняется Это касается всех его пространственно-временных циклов — ежедневных (поездки на работу), еженедельных (проведение уикэнда, поездки во второе жилище), жизненных (переезды, связанные с изменениями в семейном положении) и др. Имея в виду возрастающую роль телекоммуникаций, американский географ Б. Берриназвал наше время эпохой телемобильности. Следовательно, модифицируется территориальность людей— самоидентификация с конкретным местом жительства, населенным пунктом, районом, их заинтересованность в местном самоуправлении. Пространство деятельности, в котором протекают процессы социализации, социального воспроизводства людей, в котором они выступают как потребители товаров, услуг, городской среды, — это и есть территориальная основа демократического участия в управлении. Система административных границ, унаследованных от прошлых исторических эпох или созданных на основе технических и бюрократических критериев оптимального административного районирования, отстает от технологических и социальных изменений — они либо гораздо уже пространства деятельности (как в крупных городах в период субурбанизации), либо шире его. В этом состоит определенная угроза демократии, социальной устойчивости общества Поэтому вполне естественно, что мысль специалистов по территориальному управлению и особенно географов долгое время была направлена на то, чтобы в максимально возможной степени совместить функциональные границы городских узловых районов (границы де-факто) с границами административных единиц (де-юре). Выдающийся шведский географ Т. Хагерстранд предложил приблизить административные границы к рубежам пространства деятельности людей, а точнее — пространственно-временных циклов, из которых складывается их жизнь. На этих идеях была основана американская концепция стандартного метрополитенского статистического ареала (СМСА), ограничивающего зону, в которой не менее 15% самодеятельного населения работает в центральном городе. На них ориентировалась реформа АТД в Великобритании, предпринятая в 1974 г. — одна из самых радикальных в Европе. Наконец, на нее во многом опиралась теория административного районирования в СССР и многих других бывших социалистических странах. Однако сразу выявились трудности применения этого подхода: невозможность постоянного приспособления административных границ к реальный социальным рубежам, трудности в выборе критериев их определения. Действительно, если взять критерий СМСА, ] 5% самодеятельного населения — это очень небольшая его часть, и к тому же оно составляет только 40—60% всех жителей. Пространственно-временные циклы, связанные с ежедневными поездками на работу, — важная часть деятельности населения, но далеко не единственная. Иными словами, жизненное пространство большинства населения агломерации много уже границ СМСА Если придерживаться административного деле- ния, то можно взять за основу его границ два вида деятельности населения — например, трудовую и потребление товаров и услуг — но каких? Безусловно, можно выбрать некие более или менее естественные лимиты, связанные с различными потребностями человека — например, трудовые поездки обычно сходят на нет за пределами изохроны двухчасовой доступности; продукты питания, предметы первой необходимости приобретаются невдалеке от дома, школы также не могут быть расположены слишком далеко от места жительства и т.д. Но каким потребностям отдать приоритет — не вполне ясно. Другой подход к определению административных границ — выделение примерно одинаковых и «оптимальных» по численности населения территориальных ячеек, но его применение наталкивается на ту же проблему поиска критериев. В большинстве европейских стран в основном сохраняется АТД, сложившееся в результате волны реформ АТД, прошедших по всей Европе в 1970-х — начале 1980-х годов. Некоторые обусловившие их факторы актуальны и сегодня.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пересмотр всего комплекса отношений между человеком и местной администрацией» з дисципліни «Геополітика та політична географія»