ПЛОДОМ многовековой эволюции системы АТД в промышленно развитых странах стала, во-первых, его сложность и многоступенчатость. В большинстве стран существует трех-, а в некоторых — четырех- и пятиступенчатая иерархия ячеек АТД (табл. 24). Например, Франция подразделяется на регионы, департаменты, округа, кантоны и коммуны, Италия — на области, провинции и коммуны, Нидерланды — на провинции, округа, коммуны Сложность системы АТД заключается и в том, что на некоторых уровнях органы самоуправления отсутствуют, а действуют лишь администрации, назначаемые центральными или вышестоящими властями. Как говорят юристы, такие единицы АТД не являются территориальными
Таблица 24 Структура административно-территориального деления и распределение его элементов по людности в некоторых странах Западной Европы!
Страна ПлошалД), тыс. кв. км Уровни АТД Распределение коммун по числу жителей, % Франция 549 26 регионов, 95 департаментов, 3 заморские территории, около 36,5 тыс. коммун Менее 0,5 тыс. - 61,0; 0,5-1,0 тыс. - 18,0; 1-5 тыс. - 16,7; 5-10 тыс. - 2,2; 10-50 тыс, - 1,8; более 50 тыс, — 0,3 Италия 301 20 областей 105 провинций Менее 1 тыс. - 22,0; 1-10тыс.-62,0; околотыскоммун 10-50 тыс. - 8,0;
более 50 тыс. - 8,0 Велико- 255 Англия, Уэльс, Метрополитенские британия Шотландия, Северная Ирландия; 57 графств; 481 округ, в т.ч. 36 метрополитен-ских и 333 неметрополи-тенских округа: 100-200 тыс.-22,0; 200-500 тыс.- 69,5; более 500 тыс.- 8,5. Неметрополитенские округа: менее 40 тыс.- 3,7; 40-100 тыс.-62,6; 100-200тыс. -31,0; более 200 — 2,7
организации межкоммунального сотрудничества Амстердам границы провинций границы 62 регионов границы муниципалитетов
Рис. 16. Современное административно-территориальное деление Нидерландов. федеративных государствах нередко только часть территориальных единиц одного и того же уровня признается территориальными коллективами, а другие ~ нет. Система территориальных коллективов по-разному строится в разных субъектах федерации. Так, Аляска делится в отличие от остальных штатов США не на графства, а на округа. Только примерно в трети штатов континентальной части США (преимущественно на северо-востоке) графства подразделяются на тауны и тауншипы. В ФРГ в землях Саар и Шлезвиг-Гольштейн округов нет, а в землях Гамбург и Бремен органы управления наделены функциями, принадлежащими обычно коммунам. В распоряжение органов местного самоуправления поступают крупные суммы. Во Франции в 1998 г. их бюджет составил 58,1% государственного бюджета, или 9,2% ВВП страны (государственный бюджет — 20,0%). Прямые и косвенные поступления органов местного самоуправления составили 6,3% ВВП. Большая часть этих средств в 1998 г. была израсходована низшими территориальными коллективами — коммунами (59,3%). На долю департаментов приходится 30,6%; на долю районов — всего 10,1%, хотя доля коммун в 1990-х годах несколько сократилась, а департаментов и районов — выросла. Если же вычесть военные расходы, то вес местного самоуправления во французском обществе будет еще выше — более 2/3 госбюджета. Общее число занятых в органах местного самоуправления и на контролируемых ими предприятиях и учреждениях — около 1200 тыс. человек, или 52% общего числа рабочих и служащих общественного сектора. Расходы органов местного самоуправления складываются из трех источников: налоговых поступлений; дотаций государства; кредитов. Рост потребностей в условиях ограниченности маневра между этими тремя источниками накладывает на деятельность муниципалитетов жесткие рамки: размеры налогов контролируются законом и, кроме того, повышение их — мера непопулярная и грозит провалом на выборах мэру или партии у власти. Размеры займов также контролируются государством либо через специально созданные для кредитования местных властей банки, либо иными путями. Дотации государства лимитированы, На практике расходы чаще всего на несколько процентов превосходят доходы, и в конечном итоге баланс достигается за счет дотащтй. Основной источник доходов местного самоуправления — местные налоги, включающие, как правило, подоходный налог, налоги на продажи, на недвижимость и специальные налоги. Соответствие местной налоговой базы необходимым расходам отчасти определяется потребностями людей, которые значительно варьируют от места к месту. Потребности населения зависят от половозрастной и социальной структуры, особенностей занятости. Расходы муниципалитета выше, если в населении сравнительно велика доля детей (содержание школ — одна из основных статей расходов) или пожилых людей, нуждающихся в медицинском обслуживании и иных социальных льготах. Объективно выше потребности в расходах муниципалитета в депрессивных районах. Рост потребностей и узость собственной налоговой базы в условиях государства всеобщего благосостояния, в котором государство или органы местного самоуправления субсидировали многие услуги и социальные программы, привели к тому, что муниципалитеты все шире прибегали к займам у государственных или частных банков, что сокращало свободу их действий. В Великобритании государственные субсидии достигали в 1970-х годах 144% по отношению к местным налогам. Особенно тяжелая финансовая ситуация сложилась в крупных городах, в которых разнообразие и сложность проблем совпадали со слабостью финансовой базы. В конце 1970-х — начале 1980-х годов речь шла о возможном банкротстве таких городов, как Нью-Йорк. Потребовалось пересмотреть саму концепцию отношений государства, местных органов власти и граждан.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Территория и местное самоуправление» з дисципліни «Геополітика та політична географія»