Российская Федерация инициировала и подписала ряд много- и двусторонних соглашений о совместной охране границ с партнерами по СНГ. Наиболее важные документы — Концепция и Соглашение о сотрудничестве в охране границ стран—участниц СНГ со странами, не входящими в Содружество, были приняты в мае 1995 г. президентами Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кир-гизстана, России и Таджикистана. Официальной целью российской политики было восстановление совместной системы охраны границ во главе с Объединенным командованием пограничных войск и совместными региональными командованиями, а также создание единого визового пространства и единого режима для граждан третьих стран. Однако Украина и Азербайджан не поддержали этих документов. Несколько позже Туркмения ввела визовой режим для граждан России и других стран СНГ. К 2000 г. ситуация на ряде участков новой российской границы осложнилась. Афганские фундаменталисты — талибы захватили районы, непосредственно прилегающие к Таджикистану. В результате возросла угроза распространения боевых действий на территорию бывшего СССР, риска бесконтрольной транспортировки 356 оружия и наркотиков, перемещения беженцев и нелегальных мигрантов из Афганистана и других третьих стран не только в Таджикистан, но и в другие страны СНГ. Вызывают тревогу сообщения о том, что чеченские сепаратисты используют территории Грузии и Азербайджана, хотя их власти отрицают такие факты. В 2000 г. Россия вышла из Бишкекского соглашения о безвизовом перемещении граждан в СНГ. В декабре 2000 г. по инициативе России введен визовой режим с Грузией. Вопрос о сохранении безвизового режима или его отмене РФ намерена отныне решать на двусторонней основе с каждой страной СНГ. Одна из причин — усиление контроля за перемещением рабочей силы. В целом режим границы для России — серьезный рычаг давления на ее соседей, миллионы граждан которых легально и нелегально работают на ее территории. Ясно, что если будет принято решение установить визовой режим на всех новых границах страны, то это потребует крупных вложений в пограничную инфраструктуру. Наиболее радикальным и прогрессивным путем решения пограничных проблем было бы создание странами СНГ сначала таможенного, а затем в перспективе и экономического союза. Российское руководство пыталось сделать определенные шаги в этом направлении. Подписанный весной 1996 г. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией предусматривает создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и граждан четырех стран, а также гармонизацию их законодательств, совместную борьбу с организованной преступностью и международным терроризмом. Заключение тогда же Договора об экономическом союзе между Россией и Белоруссией ознаменовало новый этап в интеграции в этом «мини-СНГ». Впрочем, многие специалисты скептически оценивали перспективы реализации этих документов ввиду потерь российского бюджета из-за снижения таможенных поступлений. В любом случае формирование единого таможенного пространства протекает медленно, противоречиво и наталкивается на серьезные субъективные политические сложности. Имеются и существенные объективные проблемы, связанные с разными экономическими интересами партнеров, последствиями финансового кризиса 1998 г. и т.д. Поэтому таможенники вновь появляются то на одной, то на другой границе. Тем не менее в октябре 2000 г. было принято решение о создании Евразийского экономического союза в составе пяти стран, входящих в Таможенный союз, что ознаменовало решимость их руководства активизировать его деятельность. Россия заявила о намерении сохранить безвизовой режим для его членов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Международное сотрудничество и режим границ» з дисципліни «Геополітика та політична географія»