ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Концепция территориально-политической организации общества
О территориально-политической организации общества дает пред­ставление концепция места, предложенная Эгню, и теория миро­вых систем, которую в политической географии развивал Тейлор.

19-2359
Эта концепция объединяет отдельные направления исследований в политической географии и их территориальные уровни и спо­собствует ее интеграции с другими отраслями географии. Она от­ражает также двуединство политической географии как науки на стыке политологии и географии.
Термин «территориальная организация», как известно, подра­зумевает как процесс, деятельность, так и ее результат.
Соответственно, территориально-политическая организация общества (ТПОО) представляет собой:
• воздействие на политическую дея тельность присущих каждой тер­ритории или акватории условий и факторов этой деятельности, их вза­имосвязи, взаимозависимости и соподчиненности;
* сочетание двух видов территориально-политических систем (ТПС) -объективно складывающихся в ходе политической и иной деятельно­сти (ТПС де - ф а кто) и системы политико-территориального де­ления и управления с его центрами как результата этой деятельности (ТПС де-юре).
Таким Образом, понятие ТПОО сочетает в себе и простран­ственные аспекты политической деятельности, и ее результаты — ТПС, т.е. объективно взаимосвязанные сочетания элементов полити­ческой сферы общества, функционирующие на определенной террито­рии. Именно территориальные социально-экономические системы, по мнению многих отечественных географов, — объект социально-экономической географии в целом. Политическая география изу­чает территориально-политические системы — их элемент. Различаются два основных типа ТПС.
— ТПС де-юре, функционирующие в установ­ленных границах: государства, их союзы и внутренние политико-административных единиц, специальные зоны, создаваемые для решения практических задач, избирательные округа и т.п.
•Второй — объективно существующие ТПС де-факто, гра­ницы которых не совпадают с установленными. Главное отличие ТПС де-юре от ТПС де-факто — управляемость.
Основные категории ТПС обоих видов и соотношение между ними показано в табл. 15.
ТПС низшего ранга — политико-географическое место, кото­рое можно определить как минимальный пространственный носи­тель политико-географических различий, возникающий на основе спе-

цифического сочетания географических условий и факторов полити­ческой деятельности. Сформулированы следующие признаки и свой­ства политико-географического места.
Низшая территориальная ячейка, в которой начинают про­являться местные особенности политической культуры как снято­го опыта исторического прошлого.
Политико-географическое место формируется на основе ус­тойчивой территориальной общности людей — важнейшего эле­мента среды политической деятельности [Аксенов, 1990].
Существенно важно добавить также следующие признаки:
Политико-географическое место — продукт длительного ис­торического пути, в ходе которого складывается специфика реа­лизации им его главной социально-политической функции — пер-
социализации человека, формирования наиболее устой-
чивых компонентов политической культуры — политических цен-
ностей и политической ориентации*. Этот процесс происходит в ходе
повседневной практики человека, протекающей в местных услови-
ях, хотя и под влиянием факторов, генерируемых на гораздо более
высоких уровнях, вплоть до глобального.
По сравнению с системами высших рангов, на уровне поли­тико-географического места политическая деятельность в большей мере мотивируется политическими интересами, связанными с по­треблением — местным рынком жилья, обеспеченностью социаль­ной инфраструктурой, благоустройством, состоянием окружаю­щей среды и пр.
На уровнеполитико-географического места весьма четко про­является в качестве одного из существенных его признаков локаль­ная идентичность — чувство принадлежности, привязанности данному месту, мысленное его отграничение, обособление в со­знании людей от других мест.
Характерный признак политико-географического места, как, впрочем, и других ТПС, — специфическое местоположение, в том числе положение относительно других ТПС того же или более вы­сокого ранга. В социально-экономическом плане функция полити­ко-географического места — воспроизводство рабочей силы и в целом «человеческого
Наконец, политико-географическое место —«кирпичик», из которого строятся системы более высокого уровня.
Из перечисленных признаков первичного политико-географи­ческого места вытекают и его главные специфические функции в иерархии территориально-политических систем де-факто: воспро­изводство локальных политических культур и адаптация социума ко всем более динамичным изменениям глобального и общегосударствен­ного масштаба, прежде всего структурной перестройке экономики. Инерционность политико-географического места — сильный бу­фер, смягчающий отрицательные стороны рыночных отношений,

3 Под политическими ценностями понимаются выработанные в процессе соци-
ализации общие социально-политические ожидания человека его отношение к
таким категориям, как социальная стабильность,
градииии и тд Политические ориентации выражают отношение человека к поли­тике и к конкретным действующим в ней политическим силам и институтам — государству, партиям, церкви и др поэтому глубоко эшелонированная, многоступенчатая территори­альная дифференциация политической культуры и всей полити­ческой жизни — необходимое условие деятельности современного социально-рыночного хозяйства.
Следующая ступень в иерархии ТПС соответствует крупному
городу или агломерации, которые могут состоять из целой системы
первичных политико-географических мест. Главная функция этой
локальной ТПС — генерация и диффузия политических нововведе-
ний — новых моделей политического поведения, управления, по-
литических идей. политический водораздел между го-
родом и сельской местностью — один из самых универсальных и
присущ даже странам, достигшим высокой степени социально-
территориальной однородности. Формирование политической элиты
и политических идей возможно только в услови-
ях высокодифференцированной социальной структуры, столкно-
вения мнений и интересов, многообразия культур, обилия ин-
формации, т.е. только в крупном городе. В то же время столь значи-
тельная социальная разнородность может быть достигнута лишь в
условиях специализации, разделения труда внутри самой город-
ской системы. Поэтому крупный город включает в себя множество
первичных мест.
Политико-географические районы состоят из первичных поли­тико-географических мест и (или) локальных систем политико-географических мест. В основе политико-географического района лежат следующие признаки:
взаимодополняемость разнофункциональных, а следовательно, и разнородных по социальной структуре ареалов (городских, приго­родных и сельских, горных и равнинных и т.п.);
общность исторического прошлого, запечатлевшегося в созна­нии людей, и политической культуры, отражающей в снятом виде общий исторический опыт. Региональная идентичность сливается с этнической, если политико-географический район охватывает ареал расселения меньшинства. В этом случае национальная выра­женность политико-географического района зависит от того, на­сколько политизировано национальное самосознание, какое от­ражение оно находит в политической культуре в целом;
• сходство реакции жителей на внутренние (общегосударствен­ные) и международные события и импульсы, несмотря на внутрен­ние различия в сочетании и соотношении политических сил (на­пример, в городе и в сельской местности). На выборах это выража­ется в однонаправленности и сходстве сдвигов в уровне влияния партий.
Хотя политико-географическое районирование привлекает в после­днее время все большее внимание, многие вопросы его теории еще неясны. Очевидно, что это должно быть, как отмечал Л. В. районирование по «плавающим», т.е. разным в зависимости от приоритетности для данного района, признакам. Очевидно также, что иерархия политико-географических мест не может быть абсо­лютно строгой, и политико-географические районы могут резко отличаться по размерам. Сущность политико-географических рай­онов зависит от длительности их существования, периода и фак­торов формирования. Более спорны предположения К. Э. Аксено­ва, что существуют политико-географические районы с незамкну­тыми, как бы выклинивающимися границами, хотя ясно, что разделительная роль границ политико-географических районов различна в разных его частях.
Политический регион — крупная часть страны, длительный
период выступающая единым фактором в жизни,
включающая общую крупную узловую проблему и общее истори­ческое прошлое. Политические регионы состоят, как правило, из нескольких районов по-видимому, существуют только в ных странах. Примерами могут служить Средняя Азия в бывшем СССР, Юг в США, Юг в Италии.
Страна — связующее звено в иерархии не только обоих типов
территориально-политических систем — де-факто и де-юре, но и
остальных территориальных социально-экономических систем как
наиболее целостная из них. Государствоостается, несмотря на бур-
ные процессы интернационализации общественной жизни, наиболее
сильным субъектом политической деятельности, определяющим взаи-
модействие суб- и интернациональных территориально-политичес-
ких систем. Государство в современных условиях играет важную
роль в перераспределяя значительную часть валового
национального продукта, что усиливает его политические функ­ции. Наконец, многие современные страны однонациональные, в них реализовано право наций на самоопределение; в других на протяжении их длительного существования далеко зашли процес­сы национальной интеграции, появились новые межэтнические общности. Поэтому самоидентификация со своей страной обычно один из сильных компонентов политической культуры и страны не только «формальные», но и реальные ТПС.
Деление мира на объективно существующие геополитические регионы издавна привлекало внимание политико-географов и гео­политиков (см. разд. I), использовавших для этого самые разные критерии. Такими критериями могут служить:
* наличие общей крупной и долголетней политической прот блемы (например, противостояние арабских стран Израилю);
наличие общих долговременных интересов, связанных с со­седством: эксплуатацией природных ресурсов, недопущением чрез­мерного загрязнения воздушного бассейна, внутренних морей и т.д.; транзитом грузопотоков и пассажиропотоков, проживанием на территории нескольких стран одного и того же этноса, обеспече­нием совместной обороны и созданием системы коллективной военно-политической безопасности и др.;
культурная, региональная, этническая, расовая, языковая бли­зость;
искусственность или естественность региональной системы границ, т.е. степени их соответствия реальному физическому, по­литическому, экономическому, социальному пространству;
интенсивность связей, мерой которых служат анализируемые в совокупности, в том числе: 1) объем и характер внешней тор­говли, включая соотношения экспорта и импорта, основных групп товаров; 2) особенности финансовых контактов (объем инвести­ций, предоставляемых кредитов и выплат процентов по ним и др.); 3) объем и характер миграционных потоков; 4) политические вза­имодействие (уровень и количество представительства; наличие тер­риториальных споров и претензий, осложняющих двух- и много­сторонние отношения; характер и число договоров); 5) развитие военных связей (включая наличие иностранных баз, прецедентов использования каких-либо объектов одной страны для действий против третьих стран и т.д.). В качестве дополнительных индикаторов можно использовать также число и размещение пред­ставительств промышленных компаний и банков, число авиарей­сов, частоту публикаций в ведущих газетах двух стран друг о друге. Мерами связи могут выступать, кроме того, объемы транзитных транспортных потоков, иностранного туризма, трансграничный перенос загрязнителей природной среды [см.: Геополитическое положение России, 2000].
Следует различать геополитические районы, выделяемые на ос­нове критерия соседства и единства, связанных с территориаль­ной смежностью проблем, и геополитические районы, ные прежде всего на критерии родства и взаимодействия культур. Такие геополитические районы, естественно, далеко не обязательно состоят из определенных стран (например, франко- или испано-язычные страны).
Можно также выделять геостратегически районы — сферы, вклю­чающие несколько геополитических районов и не обязательно обла­дающие признаком смежности. В дополнение к признакам, характе­ризующим геополитические районы, их главный признак — при­надлежность к глобальным военно-стратегическим системам.
Исходя из изложенных представлений, политическую географию можно определить как географическую дисциплину, изучающую тер­риториально-политическую организацию общества, закономернос­ти ее формирования и развития в конкретных исторических условиях
Чем в большей степени совпадают территориально-политичес­кие системы де-факто и де-юре, тем большей управляемо­стью обладает политическая система в территориальном плане. Од­нако на практике эти системы совмещаются далеко не полностью, преимущественно на низших системах иерархии. В то же время
системы не только отражают реально существую-
щее политико-географическое пространство и его структу­ры, но и оказывают на них сильное обратное воздействие. Более того, они являются мощным фактором их формирова­ния и изменения.
В этом состоит одна из фундаментальных закономерностей тер­риториально-политической организации общества.
Несмотря на условность деления на территориальные уровни
исследований в нынешнем взаимосвязанном мире, на каждом из
них — глобальном и макрорегиональном (надгосударственном),
государственном и — сложились специфичес-
кие соотношения и формы взаимодействия между объективно су­ществующими и юридически закрепленными территориально-по­литическими системами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Концепция территориально-политической организации общества» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНВЕСТОРСЬКІ КОШТОРИСИ
Аудит місцевих податків. Аудит податку з реклами
МАРКЕТИНГОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ІННОВАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ФІРМИ
Оцінка і управління процентним ризиком
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА СТРУКТУРА ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1954 | Рейтинг: 1.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП