Концепция территориально-политической организации общества
О территориально-политической организации общества дает представление концепция места, предложенная Эгню, и теория мировых систем, которую в политической географии развивал Тейлор.
19-2359 Эта концепция объединяет отдельные направления исследований в политической географии и их территориальные уровни и способствует ее интеграции с другими отраслями географии. Она отражает также двуединство политической географии как науки на стыке политологии и географии. Термин «территориальная организация», как известно, подразумевает как процесс, деятельность, так и ее результат. Соответственно, территориально-политическая организация общества (ТПОО) представляет собой: • воздействие на политическую дея тельность присущих каждой территории или акватории условий и факторов этой деятельности, их взаимосвязи, взаимозависимости и соподчиненности; * сочетание двух видов территориально-политических систем (ТПС) -объективно складывающихся в ходе политической и иной деятельности (ТПС де - ф а кто) и системы политико-территориального деления и управления с его центрами как результата этой деятельности (ТПС де-юре). Таким Образом, понятие ТПОО сочетает в себе и пространственные аспекты политической деятельности, и ее результаты — ТПС, т.е. объективно взаимосвязанные сочетания элементов политической сферы общества, функционирующие на определенной территории. Именно территориальные социально-экономические системы, по мнению многих отечественных географов, — объект социально-экономической географии в целом. Политическая география изучает территориально-политические системы — их элемент. Различаются два основных типа ТПС. — ТПС де-юре, функционирующие в установленных границах: государства, их союзы и внутренние политико-административных единиц, специальные зоны, создаваемые для решения практических задач, избирательные округа и т.п. •Второй — объективно существующие ТПС де-факто, границы которых не совпадают с установленными. Главное отличие ТПС де-юре от ТПС де-факто — управляемость. Основные категории ТПС обоих видов и соотношение между ними показано в табл. 15. ТПС низшего ранга — политико-географическое место, которое можно определить как минимальный пространственный носитель политико-географических различий, возникающий на основе спе-
цифического сочетания географических условий и факторов политической деятельности. Сформулированы следующие признаки и свойства политико-географического места. Низшая территориальная ячейка, в которой начинают проявляться местные особенности политической культуры как снятого опыта исторического прошлого. Политико-географическое место формируется на основе устойчивой территориальной общности людей — важнейшего элемента среды политической деятельности [Аксенов, 1990]. Существенно важно добавить также следующие признаки: Политико-географическое место — продукт длительного исторического пути, в ходе которого складывается специфика реализации им его главной социально-политической функции — пер- социализации человека, формирования наиболее устой- чивых компонентов политической культуры — политических цен- ностей и политической ориентации*. Этот процесс происходит в ходе повседневной практики человека, протекающей в местных услови- ях, хотя и под влиянием факторов, генерируемых на гораздо более высоких уровнях, вплоть до глобального. По сравнению с системами высших рангов, на уровне политико-географического места политическая деятельность в большей мере мотивируется политическими интересами, связанными с потреблением — местным рынком жилья, обеспеченностью социальной инфраструктурой, благоустройством, состоянием окружающей среды и пр. На уровнеполитико-географического места весьма четко проявляется в качестве одного из существенных его признаков локальная идентичность — чувство принадлежности, привязанности данному месту, мысленное его отграничение, обособление в сознании людей от других мест. Характерный признак политико-географического места, как, впрочем, и других ТПС, — специфическое местоположение, в том числе положение относительно других ТПС того же или более высокого ранга. В социально-экономическом плане функция политико-географического места — воспроизводство рабочей силы и в целом «человеческого Наконец, политико-географическое место —«кирпичик», из которого строятся системы более высокого уровня. Из перечисленных признаков первичного политико-географического места вытекают и его главные специфические функции в иерархии территориально-политических систем де-факто: воспроизводство локальных политических культур и адаптация социума ко всем более динамичным изменениям глобального и общегосударственного масштаба, прежде всего структурной перестройке экономики. Инерционность политико-географического места — сильный буфер, смягчающий отрицательные стороны рыночных отношений,
3 Под политическими ценностями понимаются выработанные в процессе соци- ализации общие социально-политические ожидания человека его отношение к таким категориям, как социальная стабильность, градииии и тд Политические ориентации выражают отношение человека к политике и к конкретным действующим в ней политическим силам и институтам — государству, партиям, церкви и др поэтому глубоко эшелонированная, многоступенчатая территориальная дифференциация политической культуры и всей политической жизни — необходимое условие деятельности современного социально-рыночного хозяйства. Следующая ступень в иерархии ТПС соответствует крупному городу или агломерации, которые могут состоять из целой системы первичных политико-географических мест. Главная функция этой локальной ТПС — генерация и диффузия политических нововведе- ний — новых моделей политического поведения, управления, по- литических идей. политический водораздел между го- родом и сельской местностью — один из самых универсальных и присущ даже странам, достигшим высокой степени социально- территориальной однородности. Формирование политической элиты и политических идей возможно только в услови- ях высокодифференцированной социальной структуры, столкно- вения мнений и интересов, многообразия культур, обилия ин- формации, т.е. только в крупном городе. В то же время столь значи- тельная социальная разнородность может быть достигнута лишь в условиях специализации, разделения труда внутри самой город- ской системы. Поэтому крупный город включает в себя множество первичных мест. Политико-географические районы состоят из первичных политико-географических мест и (или) локальных систем политико-географических мест. В основе политико-географического района лежат следующие признаки: взаимодополняемость разнофункциональных, а следовательно, и разнородных по социальной структуре ареалов (городских, пригородных и сельских, горных и равнинных и т.п.); общность исторического прошлого, запечатлевшегося в сознании людей, и политической культуры, отражающей в снятом виде общий исторический опыт. Региональная идентичность сливается с этнической, если политико-географический район охватывает ареал расселения меньшинства. В этом случае национальная выраженность политико-географического района зависит от того, насколько политизировано национальное самосознание, какое отражение оно находит в политической культуре в целом; • сходство реакции жителей на внутренние (общегосударственные) и международные события и импульсы, несмотря на внутренние различия в сочетании и соотношении политических сил (например, в городе и в сельской местности). На выборах это выражается в однонаправленности и сходстве сдвигов в уровне влияния партий. Хотя политико-географическое районирование привлекает в последнее время все большее внимание, многие вопросы его теории еще неясны. Очевидно, что это должно быть, как отмечал Л. В. районирование по «плавающим», т.е. разным в зависимости от приоритетности для данного района, признакам. Очевидно также, что иерархия политико-географических мест не может быть абсолютно строгой, и политико-географические районы могут резко отличаться по размерам. Сущность политико-географических районов зависит от длительности их существования, периода и факторов формирования. Более спорны предположения К. Э. Аксенова, что существуют политико-географические районы с незамкнутыми, как бы выклинивающимися границами, хотя ясно, что разделительная роль границ политико-географических районов различна в разных его частях. Политический регион — крупная часть страны, длительный период выступающая единым фактором в жизни, включающая общую крупную узловую проблему и общее историческое прошлое. Политические регионы состоят, как правило, из нескольких районов по-видимому, существуют только в ных странах. Примерами могут служить Средняя Азия в бывшем СССР, Юг в США, Юг в Италии. Страна — связующее звено в иерархии не только обоих типов территориально-политических систем — де-факто и де-юре, но и остальных территориальных социально-экономических систем как наиболее целостная из них. Государствоостается, несмотря на бур- ные процессы интернационализации общественной жизни, наиболее сильным субъектом политической деятельности, определяющим взаи- модействие суб- и интернациональных территориально-политичес- ких систем. Государство в современных условиях играет важную роль в перераспределяя значительную часть валового национального продукта, что усиливает его политические функции. Наконец, многие современные страны однонациональные, в них реализовано право наций на самоопределение; в других на протяжении их длительного существования далеко зашли процессы национальной интеграции, появились новые межэтнические общности. Поэтому самоидентификация со своей страной обычно один из сильных компонентов политической культуры и страны не только «формальные», но и реальные ТПС. Деление мира на объективно существующие геополитические регионы издавна привлекало внимание политико-географов и геополитиков (см. разд. I), использовавших для этого самые разные критерии. Такими критериями могут служить: * наличие общей крупной и долголетней политической прот блемы (например, противостояние арабских стран Израилю); наличие общих долговременных интересов, связанных с соседством: эксплуатацией природных ресурсов, недопущением чрезмерного загрязнения воздушного бассейна, внутренних морей и т.д.; транзитом грузопотоков и пассажиропотоков, проживанием на территории нескольких стран одного и того же этноса, обеспечением совместной обороны и созданием системы коллективной военно-политической безопасности и др.; культурная, региональная, этническая, расовая, языковая близость; искусственность или естественность региональной системы границ, т.е. степени их соответствия реальному физическому, политическому, экономическому, социальному пространству; интенсивность связей, мерой которых служат анализируемые в совокупности, в том числе: 1) объем и характер внешней торговли, включая соотношения экспорта и импорта, основных групп товаров; 2) особенности финансовых контактов (объем инвестиций, предоставляемых кредитов и выплат процентов по ним и др.); 3) объем и характер миграционных потоков; 4) политические взаимодействие (уровень и количество представительства; наличие территориальных споров и претензий, осложняющих двух- и многосторонние отношения; характер и число договоров); 5) развитие военных связей (включая наличие иностранных баз, прецедентов использования каких-либо объектов одной страны для действий против третьих стран и т.д.). В качестве дополнительных индикаторов можно использовать также число и размещение представительств промышленных компаний и банков, число авиарейсов, частоту публикаций в ведущих газетах двух стран друг о друге. Мерами связи могут выступать, кроме того, объемы транзитных транспортных потоков, иностранного туризма, трансграничный перенос загрязнителей природной среды [см.: Геополитическое положение России, 2000]. Следует различать геополитические районы, выделяемые на основе критерия соседства и единства, связанных с территориальной смежностью проблем, и геополитические районы, ные прежде всего на критерии родства и взаимодействия культур. Такие геополитические районы, естественно, далеко не обязательно состоят из определенных стран (например, франко- или испано-язычные страны). Можно также выделять геостратегически районы — сферы, включающие несколько геополитических районов и не обязательно обладающие признаком смежности. В дополнение к признакам, характеризующим геополитические районы, их главный признак — принадлежность к глобальным военно-стратегическим системам. Исходя из изложенных представлений, политическую географию можно определить как географическую дисциплину, изучающую территориально-политическую организацию общества, закономерности ее формирования и развития в конкретных исторических условиях Чем в большей степени совпадают территориально-политические системы де-факто и де-юре, тем большей управляемостью обладает политическая система в территориальном плане. Однако на практике эти системы совмещаются далеко не полностью, преимущественно на низших системах иерархии. В то же время системы не только отражают реально существую- щее политико-географическое пространство и его структуры, но и оказывают на них сильное обратное воздействие. Более того, они являются мощным фактором их формирования и изменения. В этом состоит одна из фундаментальных закономерностей территориально-политической организации общества. Несмотря на условность деления на территориальные уровни исследований в нынешнем взаимосвязанном мире, на каждом из них — глобальном и макрорегиональном (надгосударственном), государственном и — сложились специфичес- кие соотношения и формы взаимодействия между объективно существующими и юридически закрепленными территориально-политическими системами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Концепция территориально-политической организации общества» з дисципліни «Геополітика та політична географія»