Не будет преувеличением утверждать, что главное содержание кодов этого уровня определяется наличием ядерного оружия, особенно с «эры баллистических ракет», начавшейся в 1960-е годы. Дальность полета стратегических ракет — до 15 тыс. км, «евростратегических» — до 2 тыс. км, тактических — до 900 км, скорость полета до 25—30 тыс. км в час, очень большая точность попадания в избранные цели, а также мобильность размещения (шахты, подводные лодки, бомбардировщики) — все эти характеристики произвели переворот в иерархии стратегических сил. Многие географические факторы (островное положение, геоморфологические особенности, метеорологические условия и т.п.) утратили для мировой геостратегии свой изначальный смысл. Эпоха «больших батальонов» как основных элементов традиционных стратегий с появлением «атома» и баллистических ракет полностью завершилась. Изменилась социальная структура занятых в стратегических сферах. Замена «синих» воротничков «белыми» сопровождается большей стабильностью, потому что «белый воротничок» редко вступает в профсоюзы и практически не бастует. В связи с такими радикальными изменениями мировые державы пересмотрели свои геополитические коды и доктрины, основанные на них. Рассмотрим, как формировались глобальные геополитические коды в ряде ключевых для мировой геополитики стран после Второй мировой войны [ОаскИз, 1982]. Геополитические коды США. Внешняя политика США после Второй мировой войны определяется понятием «сдерживание», подразумевавшим оборонительную позицию против противника — СССР. При переходе от «сдерживания» как общего термина на уровень оперативных кодексов обнаруживается, что в разное время содержание понятия довольно существенно изменялось. Образовалась целая «семья» кодексов, для которых применялся общий термин «сдерживание». Одним из самых известных в литературе был кодекс известного американского дипломата Дж. Кеннана. Американский исследователь Гэддис отмечает, что в 1945 г. США придерживались политики «единого мира», пытаясь привлечь СССР в новый мировой порядок. Это «сдерживание путем интеграции» потерпело неудачу [ОаскНз, 1982, с. 9]. СССР преследовал другие цели, и универсалистские идеи были бесполезны. Тогда в 1947 г. в отношениях с СССР была взята более твердая линия — так называемая позиция «терпения и твердости», кульминацией которой стала доктрина американского президента Трумэна, преследующая частные цели — одобрение Конгрессом США предстоящего ввода британских войск в Грецию и Турцию. Трумэн провозгласил всемирное обещание по поддержке «свободных народов» повсюду, что естественно невозможно выполнить и воспринималось как элемент идеалистического мышления. Между 1945 и 1947 гг. вооруженные силы США были сокращены с 12 млн до 1,5 млн, что сопровождалось эквивалентным сокращением оборонного бюджета. В 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл назначил Кеннана, областью исследования которого был СССР, директором планирования политики Госдепартамента. Как нам уже известно, именно в это время в журнале «Форин Аффеарс» появилась его статья, анализировавшая советскую внешнюю политику и ее последствия для США. Кодекс сдерживания Кеннана включал в себя геополитические важные позиции. Не все районы мира в равной степени важны с точки зрения безопасности США. Он выделил четыре жизненно важных центра власти, имеющих промышленный потенциал, способный выдержать современную войну против США: Великобритания, Германия, Япония и СССР, которые вместе с США составляли, по Кеннану, пять центров власти. В 1947 г. только один из этих центров власти, СССР, был враждебен США. Проблема, по Кеннану, состояла в ограничении его враждебности и предотвращении повторения ситуации во время Второй мировой войны, когда два из этих силовых центров, Германия и Япония, вместе угрожали безопасности США. Средством достижения этой цели была традиционная стратегия равновесия сил. Это означало, что нельзя было допустить вакуума власти в Германии и Японии. Их необходимо было превратить в дружественные государства, аналогичные Великобритании. Однако как только эти жизненно важные вакуумы власти были бы заполнены, кодекс Кеннана не предусматривал какого-либо дальнейшего вмешательства во внутренние дела этих или любых других государств. Это должно было стать классической гегемон-ной политикой баланса сил, при которой США, находясь в стороне, используют дипломатические и другие средства для предотвращения враждебной им коалиции: «Следует отметить, что выделенные Кеннаном территории не входили в американскую сферу влияния в Европе или Азии, а лишь фиксировались как фактические центры власти в регионах, независимых как от СССР, так и от контроля США» [ОаскНз, 1982, р. 31]. Следовательно, политика США заключалась в экономическом, а не военном поддержании дружественных государств. Кеннан был твердым сторонником плана Маршалла для Западной Европы и настаивал на том, чтобы экономическая помощь распределялась самими европейцами, а не американцами. В его геополитическом коде советская угроза рассматривалась скорее как политическая, чем военная. План Маршалла был направлен на предотвращение экономического краха Европы, от которого получил бы политические выгоды только СССР. Кеннан обращал внимание на психологическую советскую угрозу. Речь шла о том, что если бы СССР взял контроль над соседними странами (за пределами пяти центров мировой власти), то США пришлось бы распространить свои геополитические интересы и на другие регионы мира.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Глобальные геополитические коды» з дисципліни «Геополітика та політична географія»