Бакинская декларация и совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспии — шаги к определению нового правового статуса
Значительные изменения в российской политике на азербайджанском направлении произошли после избрания В. Путина Президентом России, что наглядно продемонстрировал его визит в Баку 9—11 января 2001 г. Главными итогами этой поездки главы российского государства и его переговоров с президентом Азербайджана стало уточнение позиций двух стран по различным вопросам двухсторонних отношений и ряду международных проблем, а также проявленная сторонами обоюдная готовность выйти на новый уровень партнерства между ними. Характерной особенностью этой встречи стало то, что она прошла в конструктивной атмосфере, позволившей затронуть самые острые и «застарелые» аспекты в отношениях двух стран. Сотрудничество между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой сегодня базируется на более чем 80 межгосударственных и межправительственных договорах и соглашениях. 3 июля 1997 г. в ходе официального визита азербайджанского руководства в Москву был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между двумя государствами. Нельзя сказать, что с завершением визита В. Путина между Россией и Азербайджаном устранены все разногласия и разночтения по различным проблемам. Так не бывает и не может быть в принципе. Межгосударственные отношения, как и любой сложный процесс, достаточно инерционны, чтобы в одночасье изменить свой характер. К тому же они весьма подвержены текущей конъюнктуре и настроениям первых лиц. Но сделано главное — Россией в лице ее президента проявлено внимание к Азербайджану, преодолен некий психологический рубеж взаимной подозрительности и начат откровенный диалог сторон. Главным политическим документом, подписанным на саммите, стала Бакинская декларация, в которой лидеры двух стран заявили о том, что Россия и Азербайджан готовы вывести двусторонние отношения на «новый, более высокий уровень стратегического партнерства». Москва и Баку выразили готовность сотрудничать в интересах превращения Кавказа в регион мира и добрососедства и считают развитие двусторонних связей важной предпосылкой для выполнения этой задачи. Они намерены оказывать поддержку усилиям друг друга в осуществлении экономических реформ и демократических преобразований. Первостепенное значение при этом, как подчеркивается в документе, придается углублению взаимовыгодного экономического сотрудничества, увеличению объемов торгового оборота, развитию кооперации в различных отраслях экономики, включая топливно-энергетический комплекс. Россия и Азербайджан выразили также готовность развивать на долгосрочной основе двустороннее военное и военно-техническое сотрудничество, которое отвечало бы интересам обеспечения безопасности двух стран, не было бы направлено против третьих государств и не противоречило бы международным обязательствам обоих государств. Выступая на заседании Милли Меджлиса Азербайджана, В. Путин заявил, что Россия выступает за развитие на долгосрочной основе двусторонних военных связей с Азербайджаном. По его словам, «такое сотрудничество отвечает интересам безопасности обеих стран и не направлено против третьих государств». Тем более, что в развитии военного сотрудничества уже до этого наметились определенные сдвиги, которые дают повод для активизации контактов по этой линии. Обе стороны высказали серьезную тревогу в связи с распространением на Кавказе терроризма, экстремизма и агрессивного сепаратизма, представляющих угрозу для мирного будущего региона. С учетом этого Россия и Азербайджан намерены продолжать совершенствовать взаимодействие своих внешнеполитических, силовых и правоохранительных ведомств и структур. В Бакинской декларации отмечено сближение подходов по каспийской проблематике и подтверждена готовность продолжать регулярные контакты, в том числе в формате специальной Рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел «Прикаспийской пятерки». При этом Россия и Азербайджан исходят из того, что «главную роль в определении подходов к обеспечению безопасности и развитию сотрудничества на Кавказе играют сами государства этого региона». В этой связи обращено внимание на «ключевое значение контактов на высшем уровне» между Азербайджаном, Арменией, Грузией и Россией. Стороны высказали намерение «добиваться дальнейшего повышения их результативности». Весьма важно, что в этом документе Россия и Азербайджан выступили за политическое решение карабахского конфликта на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и решений ОБСЕ. На это обстоятельство обратили особое внимание в Баку, отметив готовность Москвы придерживаться этих важных для Азербайджана документов. Уместно напомнить, что в свое время Россия внесла значительный вклад в разрешение армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе. В сентябре 1991 года российская сторона выступила одним из инициаторов создания миссии по разрешению карабахского кризиса. В результате посреднических усилий России с мая 1994 года в этом регионе установлено устойчивое прекращение огня. Россия позитивно оценила ведущийся прямой диалог на высшем уровне между Азербайджаном и Арменией, а Баку в свою очередь выразил надежду на дальнейшую активизацию «деятельности России в решении карабахского конфликта». В беседах и выступлении перед депутатами В. Путин подтвердил, что «Россия готова принять такую схему урегулирования, которая устроит обе стороны конфликта». При этом Москва готова выступить гарантом соглашения и самостоятельно, и как сопредседатель Минской группы ОБСЕ. Президент отметил, что Россия будет и впредь делать все от нее зависящее, чтобы продвигать переговорный процесс к намеченной цели — заключению мирного договора. Известно, что все происходящее во внешней политике своей страны азербайджанцы воспринимают через призму карабахской проблемы. Карабахский вопрос остается на сегодняшний день для Азербайджана главным. Здесь возлагают надежду на созданную в 1998 году «кавказскую четверку» (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия) как механизм встреч руководителей четырех кавказских государств. На нынешних переговорах Карабаху было уделено немало времени. По крайней мере, президентам удалось достаточно всесторонне рассмотреть возможные подходы к карабахскому урегулированию, роль России в этом процессе. По мнению наблюдателей, ожидается, как минимум, возможный сдвиг застаревшей проблемы с мертвой точки. Свою роль Россия видит в том, чтобы помочь выйти на мир «без победителей и побежденных». Москва, по крайней мере, намерена активизировать свои посреднические усилия на этом направлении, причем, что важно, с одобрения Баку. Визит Путина и достигнутые договоренности, сам дух встречи, как считают некоторые специалисты, основательно компрометирует надежды Запада на ослабление с помощью Грузии и Азербайджана влияния России в Закавказье и продвижение позиций НАТО в этот регион. В документе выражено убеждение, что углубление сотрудничества в формате СНГ отвечает национальным интересам России и Азербайджана и идет в русле общемировых тенденций. Оба государства отметили, что они придают большое значение углублению в СНГ многостороннего экономического сотрудничества, особенно созданию зоны свободной торговли как необходимой предпосылки формирования в Содружестве полноценной рыночной инфраструктуры, развития в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Россия и Азербайджан заявили о строгом соблюдении принципов Устава ООН и решений Совета Безопасности ООН и выступают против любых действий и попыток вмешиваться во внутренние дела суверенных государств «под правозащитными и гуманитарными предлогами». Важным является и то, что Москва и Баку выступили за сохранение системы договоров в области контроля за вооружениями и согласны в том, что договор по ПРО «сохраняет непреходящую ценность в современных условиях». Также в Баку был подписан важный документ, который свидетельствует об изменении прежней жесткой позиции Баку в отношении статуса Каспийского моря и стремлении Азербайджана взаимодействовать с Россией на каспийском направлении. Речь идет о Совместном заявлении о принципах сотрудничества на Каспии, в котором Баку признал готовность на текущем этапе пойти на секторальный раздел лишь морского дна и сохранение в общем пользовании поверхности моря и водной толщи. Изначально Азербайджан выступал за секторальное деление как дна, так и поверхности Каспия. Азербайджан и Россия согласились, что за каждым из прибрежных государств в образуемом в результате раздела секторе «будут признаваться исключительные права в отношении минеральных ресурсов и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне». Учитывая ухудшающуюся экологическую ситуацию водоема, в том числе критическое состояние его осетровой популяции, стороны согласились ускорить рассмотрение вопроса рыболовства и защиты природной среды бассейна Каспийского моря. Москва и Баку высказались также за образование пятистороннего Каспийского центра, который занимался бы мониторингом состояния природной среды моря. Министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев нашел, что подписанный документ оказался более совершенным, чем аналогичный российско-казахстанский, и считает его шагом вперед по сравнению с последним. В Москве удовлетворены документом по Каспию, расценивая его в качестве доказательства того, что Азербайджан готов к политическому сближению с Россией. В Совместном заявлении президентов было отмечено, что интересам упрочения сотрудничества в Каспийском регионе, урегулирования статуса Каспийского моря отвечало бы проведение после необходимой подготовки встречи на высшем уровне пяти прибрежных государств. В заявлении подтверждается позиция «об использовании Каспийского моря исключительно в мирных целях, а также то, что оно должно быть зоной мира и дружбы, что все вопросы, касающиеся Каспия, должны решаться только мирными средствами». Россия и Азербайджан подтвердили, что разработка нового правового статуса Каспия является делом самих прикаспийских государств и что такой статус может быть выработан только на основе их общего согласия. В документе отмечается также, что в условиях, когда в позициях прикаспийских государств по вопросу правового статуса Каспия сохраняются существенные расхождения, продвигаться к его консенсусному решению следует поэтапно. На первом этапе предлагается разграничить дно Каспийского моря между соответствующими сопредельными и противолежащими государствами на секторы на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности точек и модифицированной по договоренности сторон, а также с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся практики на Каспии. Сам факт подписания документа, безусловно, не означает, что решение вопроса о разделе водоема и его статусе позади. Впереди непростой путь переговоров, поскольку и Тегеран, и Ашхабад придерживаются иных подходов. До определения нового правового статуса Каспийского моря, подчеркнул глава Российского государства, должен действовать ныне существующий режим судоходства и рыболовства, запрет на плавание судов под флагами неприкаспийских государств. Однако документ означает позитивное движение обоих государств и готовность сотрудничать на двусторонней основе, пока нет многосторонних договоренностей. Кроме того, это — совместный шаг к согласованной позиции на саммите президентов пяти каспийских государств, который, как ожидается, соберется в Туркмении. Подписанием Совместного заявления Россия и Азербайджан продемонстрировали свою готовность с позиций справедливого учета законных интересов друг друга выступать совместно за развитие между прикаспийскими государствами взаимовыгодного сотрудничества по эксплуатации минеральных и биологических ресурсов Каспия. Визит В. Путина в Азербайджан ознаменовал собой ряд подвижек в торгово-экономических связях. Эта сфера переживает в настоящее время не лучшее состояние и является естественным отражением того политического фона, который на протяжении последнего десятилетия сопутствовал российско-азербайджанским отношениям. Несмотря на обоюдные попытки привести экономическое взаимодействие, довольно крепкое в советский период, в негодное состояние, все связи порвать не удалось, а что-то и удалось создать на новой основе развития рыночных отношений. Россия продолжает занимать лидирующее положение во внешней торговле Азербайджана, хотя объем взаимной торговли остается невысоким. В 2000 г. объем товарооборота между Россией и Азербайджаном хотя и вырос на 25%, составил всего лишь 300 млн. долл. при существенном положительном балансе в пользу России, что составляет около 11% общего внешнеторгового оборота Азербайджана и явно не отвечает взаимным интересам и возможностям сторон. Для улучшения положения, по мнению специалистов, необходимо во взаимной торговле состыковать тарифное и налоговое регулирование внешнеэкономических связей, устранить необоснованные таможенные барьеры и дополнительные сборы. В положительный баланс отношений можно зачесть то, что у России и Азербайджана нет взаимной задолженности по государственным кредитам. В Азербайджане работает 115 предприятий со 100-процентным российским капиталом. Их суммарный уставной капитал превышает 6,2 млн. долл. Россия в лице в основном «ЛуКойла» старается участвовать в нефтегазовых проектах Азербайджана, имеет свою долю в трех международных консорциумах.»ЛуКойлу» принадлежит 10% в разработке нефтяных месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», 30% — в разработке месторождения «Карабах», 10% — в разработке месторождения «Шахдениз». В свою очередь, российская компания «Транснефть» является оператором транспорта азербайджанской нефти. Однако использование российских трубопроводных возможностей в последние годы осуществлялось крайне неровно. Так, в 1999 году по российской системе трубопроводов на экспорт было прокачано более 2 млн. т нефти из Азербайджана. В 2000г. объем прокачки уменьшился до 300 тыс. т. Транспортировка каспийской нефти остается одной из проблем в российско-азербайджанских отношениях. Россия неоднократно предлагала перекачивать азербайджанскую нефть по действующему трубопроводу Баку—Новороссийск. Но Азербайджан совместно с Грузией и Турцией принял решение о строительстве нефтепровода Баку—Джейхан в обход России. Компания «ЛуКойл» не вошла в спонсорскую группу по строительству этого трубопровода. Президент РФ подчеркнул, что сложившееся в торгово-экономической сфере положение не может удовлетворять обе стороны и не отвечает возможностям наших государств. Он предложил ввести в состав межправительственной комиссии по экономическим вопросам представителей деловых кругов, что, по его мнению, придаст работе комиссии больше динамизма. В ходе переговоров и деловых встреч наметилась, в частности, активизация сотрудничества в области ТЭК, обозначился и заметный рост интереса России к сотрудничеству с Азербайджаном в нефтяной отрасли. Россия проявила готовность, и об этом также заявил В. Путин, «участвовать в освоении азербайджанских месторождений, приобретать углеводороды для внутреннего потребления, осуществлять их экспорт по своим трубопроводам». При этом Россия готова предоставить все возможности для этого, в том числе материально-технические, и рассчитывает, что сотрудничество будет конструктивным и долговременным. Это касается в первую очередь нефтепроводного маршрута до Новороссийска. Россия также рассматривает проекты участия своих компаний в реконструкции энергетических и других промышленных объектов в Азербайджане. Возможна также и совместная работа по установлению взаимосвязей между электрическими сетями. Российский «ЛУКОЙЛ» и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) заключили соглашение о разделе продукции, реабилитации, разведке и добыче нефти на двух месторождениях Апшеронского полуострова (нефтяные месторождения «Зых» и «Говсаны»). Согласно документу, «ЛУКОЙЛ» обязуется вложить в проект 250 млн долл. в течение 25 лет. Вообще в российской делегации представители топливной отрасли были представлены достаточно широко: президент «ЛУКОЙЛа» В. Алекперов, президент «Транснефти» С. Вайншток, вице-президент «Славнефти» Халилов, бывший министр топлива и энергетики, а ныне спецпредставитель Президента России по вопросам Каспия В. Калюжный. Российские нефтяники, скептически оценивая реальность постройки нефтепровода Баку—Джейхан как экономически неэффективного, весь прошлый год уделяли внимание модернизации нефтепровода Махачкала—Новороссийск, доказывая, что российский транзит для Азербайджана, по крайней мере, на данном этапе, выглядит безальтернативным. Похоже, выгоду российского маршрута начали осознавать и азербайджанские руководители. Было отмечено как перспективное возможное участие российских предприятий в реконструкции бакинского метро. Проявился также интерес к сотрудничеству в таких отраслях, как судостроение, птицеводство, фармацевтическая и легкая промышленность, производство электротехнических приборов. Была отмечена готовность российского бизнеса в модернизации алюминиевой отрасли Азербайджана. В Баку придали большое значение соглашению о международном автомобильном сообщении, открывшем сильно затрудненный до этого поток товаров из Баку в Россию и обратно. Согласно документу, определено количество автомобилей, квоты их проезда с обеих сторон. Автомобильное сообщение сверх лимита будет облагаться налогом. Подписано также давно ожидаемое соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Согласно этому соглашению, стороны отказываются от практики двойного налогообложения. Также достигнуты договоренности об изымании косвенных налогов, то есть акцизов и налогов на добавленную стоимость. Процедуры торгово-экономического сотрудничества намного упрощены и облегчены, что с удовлетворением отмечает азербайджанская сторона. В ближайшее время в этой связи должны произойти серьезные изменения в торговых отношениях между Россией и Азербайджаном. По итогам переговоров по торгово-экономическому комплексу была высказана уверенность, что в 2001 году есть все возможности довести товарооборот до 1 млрд. долл. Помимо этого, в скором времени должен найти свое решение вопрос о полноценном открытии для азербайджанских судов Волго-Донского канала. Пока же азербайджанские суда проходят по нему по специальным разовым разрешениям. Российская сторона обещала урегулировать этот вопрос в ближайшее время. В Баку была подписана также серия других важных соглашений. Среди них межправительственные соглашения о статусе корреспондентов российских СМИ в Азербайджане и азербайджанских СМИ в России, о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межправительственное соглашение о сотрудничестве в области правительственной связи, межведомственное соглашение между ФАПСИ и Министерством национальной безопасности Азербайджана о сотрудничестве в области обеспечения безопасности информации. Важным элементом российско-азербайджанского экономического взаимодействия, как было отмечено на встречах, является сотрудничество по линии финансовых и банковских структур, совместных инвестиционных проектов. Дополнительный эффект от экономического взаимодействия может дать расширение приграничного сотрудничества и прямые экономические связи субъектов РФ с Азербайджаном. К концу 2000 года между российскими регионами и их азербайджанскими партнерами подписано 26 соглашений о сотрудничестве в сфере экономики, торговли, науки и культуры. При этом внешнеэкономическими партнерами Азербайджана стали предприятия из более 70 российских регионов. Еще одной важной проблемой, которая обсуждалась в ходе визита президента РФ, является положение наших соотечественников в Азербайджанской Республике и отношение к русскому языку. В Азербайджане проживает около 150 тыс. русских. Это составляет 1,9% населения республики. По сравнению с 1991 годом число русских в республике значительно уменьшилось. В России азербайджанская диаспора составляет, по разным оценкам, от 1,5 до 2 млн. человек. Наибольший отток российских соотечественников из Азербайджана происходил в период правления Народного фронта (1992—1993 гг.), проводившего откровенно антироссийскую политику, что не могло не вызвать эмиграционные настроения. Со временем положение дел изменилось, и миграционные процессы в целом приобрели свой «естественный» характер. По мнению российского президента, назрела необходимость в заключении между двумя странами договора о статусе российских граждан, проживающих в Азербайджане, и статусе азербайджанцев на территории России. Это предложение российского президента особенно понравилось азербайджанцам, имеющим на территории России крупную диаспору, многие из членов которой уже приняли российское гражданство. Говорить об адекватных вкладах сторон в механизм действия будущего договора не приходится. Москва и Баку будут нести несоизмеримо разные нагрузки для того, чтобы реализовать его условия. Вместе с тем нельзя умалять политическую значимость упомянутого договора для развития российско-азербайджанских отношений, особенно с учетом того обстоятельства, что аналогичный договор с Арменией уже ратифицирован Государственной думой еще в прошлом году. Договор с Азербайджаном предполагалось подписать в ходе предстоящего визита Гейдара Алиева в Москву, который принял соответствующее приглашение В. Путина. Подписание договора тем более важно, что азербайджанцы в России, как и россияне в Азербайджане, по словам В. Путина, являются «самыми непосредственными и активными участниками процесса сближения наших дружественных народов». В этом контексте с большим энтузиазмом было воспринято в Баку и заявление В. Путина о том, что Россия не будет вводить визовый режим с Азербайджаном, как это было сделано по отношению к Грузии, с которой визовый режим начал действовать с 5 декабря 2000 г. С большой благодарностью было воспринято российской делегацией уважительное отношение в Азербайджане к бережному сохранению русских школ и русского языка. В Азербайджане, по оценке В. Путина, сохранена та часть русской культуры, которую можно было сохранить: действует 400 школ, издаются русскоязычные газеты, работает Славянский университет. Это немало даже по сравнению с некоторыми славянскими республиками, не говоря уже о положении русского языка в ряде государств Центральной Азии. Хотя, конечно, русские или русскоговорящие жители и этой бывшей советской республики испытывают немало проблем и неудобств по сравнению с гражданами титульной нации. Серьезные трудности испытывают, например, пенсионеры и участники Великой Отечественной войны. Глава Российского государства обратил внимание на необходимость предусмотреть мероприятия по поддержке проживающих в республике ветеранов Великой Отечественной войны. В Баку состоялась торжественная церемония вручения В. Путину диплома Почетного доктора Бакинского славянского университета. Этого звания он удостоен, как отмечено в дипломе, за «выдающийся вклад» в развитие и укрепление взаимоотношений между Россией и Азербайджаном, а также за создание условий для подготовки кадров для Азербайджана в России. Вместе с почетным дипломом главе Российского государства были вручены мантия почетного доктора, памятные медали Бакинского славянского университета, а также новое издание азербайджано-русского словаря. Присутствовавший на церемонии Г. Алиев, в свою очередь отметил, что политика, проводимая в Азербайджане в отношении русского народа и русского языка, «соответствует национальным интересам Азербайджана и будет продолжаться и дальше». 13% азербайджанских школьников и 20 тыс. студентов учатся на русском языке. Он признал, что в прошлых отношениях между Россией и Азербайджаном была «определенная напряженность». Этот период позади. Подписано соглашение о порядке эксплуатации Габалинской РЛС, предназначенной для слежения за пусками МБР. Что касается статуса РЛС, то она является, по признанию России, собственностью Азербайджана. Эксплуатируя объект, Россия оплачивает только потребленную электроэнергию и с 1997 года выплатила Азербайджану около 40 млн долл. . Решен вопрос об арендной плате. Итоги поездки В. Путина в Азербайджан были позитивно оценены и в Москве, и в Баку. По оценкам, визит стал важным шагом к новому этапу отношений между двумя странами. Главным содержанием нового этапа двусторонних отношений, как ожидается, станет «более высокий уровень конструктивного партнерства и взаимодействия». Этой цели отвечает и подписанная в ходе его визита Бакинская декларация. Президент России обратил внимание на то, что «сейчас важно задействовать для более продуктивного взаимодействия все уровни власти, все заинтересованные общественные организации, и в первую очередь высшие законодательные органы двух стран, в том числе и депутатский корпус». Речь идет об интенсификации двухсторонних парламентских связей. По мнению азербайджанской стороны, визит В. Путина в Баку следует признать «весьма успешным» и даже «историческим», так как это был первый визит главы Российского государства в независимый Азербайджан и первый визит такого рода в новом тысячелетии. Он знаменует собой не только новый виток в отношениях, но, по признанию азербайджанских политиков, начало новой эры в двухсторонних отношениях. Особенно импонировало то, что впервые за многие годы с российской стороны ощущались непринужденность, открытость, доверие. Оценен был в Баку и тот факт, что это была поездка Президента России только в Азербайджан без последовательного посещения им других столиц Закавказья, как это было принято прежде.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бакинская декларация и совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспии — шаги к определению нового правового статуса» з дисципліни «Каспійська нафта: економіка і геополітика»