ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Загальна теорія національної безпеки

Методика оценки уровня социального развития и безопасности
Существующие методы оценки достигнутого уровня развития различных социально-экономических систем страдают многими существенными недостатками и слабо пригодны для практики при совершенствовании государственного управления. Поэтому необходим универсальный метод обработки исходной информации, характеризующей все разнообразие жизненно важных интересов людей, который позволил бы более объективно и адекватно отразить существующее положение и показать приоритетные направления деятельности, направленной на более полную реализацию интересов населения и государства.
Как уже было отмечено, все социальные интересы делятся на две группы — интересы благосостояния населения и интересы стабильности и безопасности.
Системный характер совокупности показателей интересов благосостояния населения и интересов стабильности и безопасности позволяет использовать для их обработки методы многомерного статистического анализа, в частности метод классификации, как группировки отдельных показателей указанной совокупности на основании их сходства и различия. Такой подход дает возможность выявить даже скрытые прежде свойства и закономерности социально-экономических явлений.
Для количественной оценки обеих групп интересов и степени их взаимовлияния может быть использован метод расчета трех интегральных индексов: индекса благосостояния населения, стабильности и социального развития.

Технология их расчета состоит из трех последовательных этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.
На первом этапе рассчитываются частные индексы интересов благосостояния населения и интересов стабильности и безопасности и выстраивается их ранговая шкала.
На втором этапе осуществляется конструирование интегральных индексов групп интересов благосостояния населения, а также интересов стабильности и безопасности.
Эти группы интересов прямо противоположны. Показатели, выражающие содержательную сторону интересов благосостояния, для повышения уровня развития требуют своего количественного увеличения, роста до максимума. Показатели же, выражающие содержательную сторону интересов стабильности и безопасности, для повышения уровня развития требуют своего количественного уменьшения до минимума.
Совокупность конкретных значений показателей благосостояния населения и показателей стабильности и безопасности объективно отражает содержание и процесс реализации интересов людей в ходе социального развития.
На третьем этапе проводятся расчеты интегрального индекса социального развития и ранжирование объектов изучения по уровню развития.
Методика отрабатывалась на основе статистических данных по Центральному федеральному округу (ЦФО) и Курской области.
/ этап. В результате обработки официальной статистики формируется совокупность социально значимых показателей, отражающих содержание указанных выше обеих групп интересов людей.
Показатели интересов благосостояния населения Центрального федерального округа
1. Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.).
2. Среднедушевые денежные доходы (в месяц, руб.).
3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (млн руб. на 1000 населения).
4. Ожидаемая продолжительность жизни (лет).

5. Уровень рождаемости (на 1000 населения).
6. Охват детей дошкольными учреждениями (% от численности детей соответствующего возраста).
7. Число больничных коек (на 10 тыс. населения).
8. Численность студентов вузов (на 1000 населения).
9. Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (м2).
Показатели интересов стабильности и безопасности населения Центрального федерального округа
1. Число зарегистрированных преступлений (на 100 тыс. населения).
2. Уровень зарегистрированных безработных (на 1000 населения).
3. Уровень смертности (на 1000 населения).
4. Уровень младенческой смертности (на 1000 родившихся).
5. Уровень разводов (на 1000 населения).
6. Удельный вес убыточных предприятий (%).
После завершения формирования совокупности показателей интересов благосостояния и интересов стабильности и безопасности необходимо обеспечить сопоставимость социально-экономических показателей. Обычные статистические данные в основном излагаются в виде абсолютных значений, не позволяющих видеть подлинную сущность явления.
Так, к примеру, показатель общей численности студентов в тысячах человек, показываемый в официальных статистических документах, не дает возможности сделать какие-то выводы. Но пересчет этих данных в относительную величину, отнесение численности студентов к общему населению региона, более четко свидетельствует о состоянии образования в этом регионе.
Особенно эффективным является использование индексных показателей — безразмерных величин, получаемых как отношения показателей одинаковой размерности при их сопоставлении. Процесс конструирования индекса часто является единственным средством формирования нового понятия на эмпирическом уровне знания или замены неточного понятия теоретического уровня более точным. Построение индекса является также единственным способом получения количественных зна-

чений неподдающихся непосредственному измерению тех или иных характеристик изучаемого явления.
Частные индексы получаются путем деления значений показателей на максимальные значения аналогичных показателей, фактически достигнутые в том или ином регионе федерального округа или страны и принимаемые за единицу Так, к примеру, максимальное значение показателя валового регионального продукта (ВРП) в 2001 г. наблюдалось в Липецкой области, доходов надушу населения — в Московской области, охвата детей дошкольными учреждениями — в Ярославской области и т. д.
В итоге получаем ряд (в данном случае девять) индексных показателей, характеризующих интересы благосостояния населения в каждом регионе. Для Курской области эта совокупность выглядит следующим образом: 0,626; 0,663; 0,582; 0,963; 0,530;
0,964; 0,763; 0,568; 0,895 (табл. 2).
Следующей операцией является упорядочение полученной совокупности индексов по определенным правилам и с определенной целью. Вполне понятно, что каждый из полученных частных индексов вносит свой вклад в формирование общего интегрального показателя. Но каковы при этом роль и значимость указанных качественно разнородных показателей? Попытки решить эту проблему с помощью определенных, специально задаваемых «весов» анализируемых показателей на практике, как это имеет место в расчетах ИЧР, приводит к алогичным несуразицам.
В данной методике для решения этой проблемы используется метод шкалирования предпочтений. Предпочтительность в нашей экономической литературе зачастую понималась, как полезность или что-то более нужное для человека и общества. Ее можно выразить в виде определенного порядка тех или иных величин. Это так называемая порядковая полезность.
Предпочтение — это задание или обоснование того или иного выбора между альтернативами, в частности, в процессе принятия управленческих решений и формирования приоритетов. Кажется, что речь идет о простом явлении, когда что-то одно предпочитается другому Однако на практике выявить истинные предпочтения достаточно сложно. Для этого используются различные методы шкалирования: шкалы личных предпочтений, шкалы общественных предпочтений и т. п.

Порядковая шкала предпочтений формируется путем расположения изучаемых объектов в определенной последовательности по признаку «больше — меньше», но без указания, насколько больше или меньше. Эту шкалу называют ранговой, а место изучаемых объектов в данной последовательности представляет собой ранг объекта.
Табл и ца 2 Индексы интересов благосостояния населения
Индексы 1990г. 1995 г. 1996 г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001 г.
ВРП 0,645 0,760 0,794 0,797 0,704 0,626 0,626
Доходы 0,840 0,710 0,726 0,788 0,69 0,702 0,660 0,663
Зарплата 0,887 0,772 0,729 0,679 0,715 0,668 0,641 0,582
Продолжительность жизни — 0,974 0,962 0,970 0,968 0,965 0,963 0,963
Детсады 0,690 0,560 0,536 0,519 0,516 0,508 0,533 0,530
Рождаемость 0,908 0,904 0,955 0.975 0,988 1,0 0.988 0,964
Больничные койки 0,980 0,828 0,802 0.805 0,827 0,838 0,794 0,763
Студенты 0,675 0,772 0,744 0,654 0,596 0,580 0.556 0,568
Жилье 1,0 0.951 0,947 0,939 0,939 0,922 0,919 0,895

Нами избрано предпочтение, у которого ценность имеющегося набора значений частных индексных показателей определяется «наихудшими» их значениями. Это связано с тем, что, несмотря на распространенную у нас практику анализировать уровень развития с показа высших достижений, фактический ход развития определяется «узкими местами» в различных сферах общественной жизни. Как в движении каравана судов его общая скорость определяется скоростью самого тихоходного судна, так и в обществе: общий уровень его развития определяется не отдельными показателями мирового масштаба, а отсталостью в тех или иных важнейших областях. К примеру, государства Персидского залива, несмотря на высшие в мире показатели национального дохода на душу населения, до сих пор считаются развивающимися странами.
Так и в данном случае: наименьшие значения частных индексов показывают степень отсталости определенного региона от лидеров в конкретных сферах экономической и социальной жизни. Именно ликвидация или даже сокращение отставания в этих сферах позволят поднять общий уровень развития объекта исследования и приблизиться к передовым регионам или странам.
Ранжирование показателей по мере возрастания значений их индексов позволяет определить приоритетность и последовательность практических действий при формировании эффективной политики управления регионами. Для Курской области, к примеру, целью такой политики должно быть последовательное, в зависимости от имеющихся ресурсов, и поэтапное наращивание усилий по исправлению существующего положения и устранению отставания в социально-экономических направлениях в соответствии со следующей шкалой приоритетов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методика оценки уровня социального развития и безопасности» з дисципліни «Загальна теорія національної безпеки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
Основні поняття системи супутникового зв’язку
Аудит касових операцій. Мета, завдання, джерела аудиту
ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
Аудит документального оформлення господарських операцій


Категорія: Загальна теорія національної безпеки | Додав: koljan (06.05.2013)
Переглядів: 978 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП