Становление теории размещения пром-ти и с/х принято связывать с вы-ходом в свет книги нем. Экономиста Ионганна Генриха фон Тюнена «Изоли-рованное гос-во в его отношении к с/х». главным содержанием этого фунда-ментального труда было выявление закономерностей размещения с/х-го про-из-ва. Он предполагал наличие экономич. изолированного от остального мира гос-ва, в пределах к-го имеется центальный город, являющийся единственным рынком сбыта с/х продукции и источником обеспечения пром-ми товарами. В качестве критерия – транспортные издержки. Чем ближе фермер находился к рынку, тем большую цену за свой товар он получал. 1 круг: вольное хоз-во (ориентировано на малотранспортабельную и ско-ропортящуюся продукцию) 2 круг: лесное хоз-во (снабжает топливом и лесом) 3 круг: плодосеменное хоз-во (производят окончательный откорм скота, привозимого из 6 пояса, растят зерно) 4 кргу: выгонное семипольное хоз-во (главный продукт – зерно, произ-во молока на мясо) 5 круг: классическое трехпольное хоз-во (произ-во зерна, животноводство только в потребительских целях) 6 круг: экстенсивное скотоводство, овцеводство, земледелия в потреби-тельских целях. Альфред Вебер в своей работе «Теория штандорта пром-ти» (размеще-ния) выделил следующие ориентации: 1.Транспортная. Согласно Веберу, величина транспортных издержек за-висит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек пром. предприятия будет притягиваться тому пункту, в к-ом с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья транспортные издержки минимальны. 2.Рабочая. далее, учитывая различия в издержках на раб. силу, определя-ется рабочий пункт, т.е. пункт с наименьшими раб. издержками. Раб. пункт будет притягивать произ-во к себе, в результате чего произ-во либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пунк-те перекрывает перерасход в транспортных издержках. 3.Агломерация. анализ влияния агломерационных факторов на размеще-ние пром. предприятий Вебер провел на базе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения произ-ва, полу-ченной на основе транспортной и раб. ориентации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модели пространственных закономерностей» з дисципліни «Територіальна організація населення»