Учение «открытого (либерально-демократического) общества»
Учение «открытого (либерально-демократического) общества» было разработанофилософом, логиком и социологом Карлом Раймундом Поппером (1902 –94). Ученый родился в Вене, с 1945 жил в Великобритании, был профессором логики Лондонского университета (1949-69) и деканом факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политической науки (1945-69). Поппер является создателем философской концепции критического рационализма. Выступал с критикой марксизма и принципа историзма. Автор капитального труда «Открытое общество и его враги» (Лондон, 1945), написанного в Новой Зеландии между 1938 и 1943 гг. Книга стала «гимном» отрытому обществу, была направлена против нацизма и коммунизма. Переход от закрытого к открытому обществу характеризуется как одна из глубочайших революций в истории человечества. Ученый выделяет в открытом обществе характерную особенность индивидуумов, вынужденных принимать личные решения, в отличие от закрытого коллективистского общества. Книга была издана во многих странах мира, на русский язык переведена с большим опозданием в 1992 г, когда Советского Союза не стало, а открытое общество кардинально изменилось. «Отец» открытого общества оставил следующее завещание потомкам: «История заканчивается сегодня. Мы можем извлечь из неё уроки, однако будущее — это вовсе не продолжение и не экстраполяция прошлого. Будущее еще не существует, и именно это обстоятельство налагает на нас огромную ответственность, так как мы можем влиять на будущее, можем приложить все силы, чтобы сделать его лучшим. Для этого мы должны использовать все, чему научились в прошлом. А один из важнейших уроков прошлого состоит в том, что нам следует быть скромными». Крупным представителем экономического либерализма былэкономист и философ Фридрих Август фон Хайек (1899 —1992). Ученый родился в Австрии, работал в Великобритании, США, Германии и Австрии. Лауреат Нобелевской премии. Автор книг «Дорога к рабству» (1944), «Закон, законодательство и свобода, в 3-х томах» (1973-79). Успех, по мнению Хайека, определяется не только духом наживы, биржами и банками, но и нравственностью, традиционной моралью. Рассматривал мораль как традиционное ограничение на стремление к человеческим удовольствиям. Мораль не ведет туда, куда нам хочется, а лишь предупреждает не следовать короткими путями к желаемому. Важнейшие правила традиционной морали и два полюса подсознания — частная собственность и семья. Частная собственность — это создание материальных благ, а семья — инстинкт самосохранения и воспроизводства. Реформаторы, включая строителей коммунизма, никогда не могли преуспеть в построении устойчивого общества, отрицающего собственность и семью. Целью социализма была дискредитация традиционной морали. Однако социальные институты, с помощью которых западноевропейская цивилизация защитила свободу личности против посягательств государства, оказались неприемлемыми для других культур, где либерализация не всегда означает демократизацию, существует традиционный приоритет государства над личностью. В известной книге Фридриха фон Хайека «Дорога к рабству» дается следующая интерпретация двух альтернативных способов организации общественной жизни. Экономическая деятельность затрагивает небольшую маргинальную часть человеческих потребностей. Это заставляет многих людей верить в отсутствие угрозы фундаментальным жизненным ценностям от централизованного планирования. Однако экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей. Политическая свобода невозможна без экономической, являющейся необходимой предпосылкой любой свободы — права выбора любой деятельности и сопряженного с этим риском и ответственностью. Частная собственность является главной гарантией свободы, а стремление к равенству губит эту лучшую из возможностей, когда либо дарованных миру. Чем больше стремление обеспечить всеобщую экономическую защищенность путем воздействия на механизмы рынка, тем меньше оказывается реальная защищенность людей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учение «открытого (либерально-демократического) общества»» з дисципліни «Геополітика»