С. А. Подолинский и энергетический подход к взаимодействию человека и природы
Чрезвычайно показателен творческий путь украинского социалиста С. А. Подолинского (1850—1891), взгляды которого формировались под определенным влиянием идей марксизма и развивались на пути к марксизму. Болезнь (в 30 лет) и преждевременная смерть (в 41 год) оборвали жизнь этого интересного ученого, ставшего в начале 80-х годов пропагандистом марксизма на Украине '. Знакомство С. А. Подолинского с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса началось уже в Киевском университете. Благодаря П. Лаврову состоялось его личное знакомство с К. Марксом в Лондоне в 1872 г. В этом же году (2—5 сентября) он участвует на 5 конгрессе I Интернационала в Гааге. В работах С. А. Подолинского неоднократно встречаются сноски на «Капитал» К. Маркса, «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса и другие произведения. Под влиянием идей марксизма С. А. Подолинский освобождается от народнических иллюзий и выступает с критикой терроризма и бакунинского анархизма, мальтузианства и социального дарвинизма. Более того, он сам отмечает в письме к К. Марксу от 18 (30) марта 1880 г., что «Капитал» послужил отправной точкой и решающим импульсом его научных исследований. Две его статьи («Труд человека и его отношение к распределению энергии», «Труд человека и единство сил»), задумывавшиеся как введение к большой работе, показывают, что их исходным пунктом было марксистское понимание труда как обмена веществ между человеком и природой. Подолинский не только ссылается в них на марксово понимание машинной техники, но и использует понятие способа производства при анализе истории человеческого общества. Эти статьи С. А. Подолинского были с интересом встречены К. Марксом и Ф. Энгельсом. В письме К. Марксу Ф. Энгельс так охарактеризовал содержание работ С. А. Подолинского: «Его действительное открытие состоит в том, что человеческий труд в состоянии удержать на поверхности земли и заставить действовать солнечную энергию более продолжительное время, чем это было бы без него» [35, с. 109]. К сожалению, письма К. Маркса к С. А. Подолинскому не сохранились, но об интересе 1 С. А. Подолинский родился в 1850 г. в с. Ярославка Киевской губернии. Закончив в 1871 г. физико-математический факультет Киевского университета, он уезжает за границу, где в 1876 г. заканчивает медицинский факультет Вроцлавского университета. За границей он организует украинское издательство революционной литературы. Возвратившись на Украину, он читает в 1876 г. лекции по социальным проблемам, выпускает ряд книг («О богатстве и бедности», «О земледелии», «Народная гигиена на Украине», «Паровая машина», «Ремесла и фабрики на Украине» и др.). Он в 80-х г. вместе с М. И. Павликом и М. Драгомановым организует журнал «Громада». Тяжелая психическая болезнь, начавшаяся в 1881 г., не позволила развернуться в полной мере талантам С. А. Подолинского. 630
основоположника научного социализма к работам С. А. Подолинского свидетельствуют ответные письма и Ф. Энгельса, и самого С. А. Подолинского. В дальнейшем мы ограничимся изложением принципиальных идей, развитых С. А. Подолинским, подхода, предложенного им для анализа исторических форм человеческого труда и техники. Исходным пунктом исследования С. А. Подолинским проблем распределения энергии является физическое учение об энергии, в частности, второй закон механической теории тепла, согласно которому рассеяние энергии увеличивается. Увеличение энтропии связано с тем, что «энергия вселенной постоянно переходит от легко превратимых форм к более устойчивым и, вследствие этого, возможность превращений в ней постоянно уменьшается. После долгого промежутка веков, вся энергия примет форму уже неспособную к превращениям, которая будет состоять в теплоте, равномерно распространенной во всей вселенной» 2. Иными словами, в соответствии с известным вторым законом термодинамики, энергия рассеивается и может наступить тепловая смерть вселенной. В противовес тем ученым, которые ограничивались указанием на существование рассеяния энергии и увеличения энтропии, С. А. Подолинский обращает внимание на то, что в природе существуют и противоположные процессы, процессы сбережения, накопления и преобразования энергии. Накопление энергии осуществляется благодаря фиксации солнечной энергии растениями, превращению энергии в механическое движение, в химических реакциях и пр. «Мы получаем на земле, — писал он, — энергию солнца не в очень превратимом, но и не в чересчур уж устойчивом виде. Высокая температура, свет и химические лучи — все это такие роды энергии, которые, правда, с большою потерею на рассеяние, но все-таки частью переводятся на земной поверхности в более превратимые, высшие роды энергии, каковы — механическая работа машин, сокращение мышц и вероятно, психическая деятельность» 3. Появление растений и живых организмов знаменует собой новый этап в эволюции природы — возникновение механизмов сохранения и накопления энергии, способной к всевозможным превращениям. Растения увеличивают и продолжают увеличивать запас превратимой энергии, поднимая часть солнечной энергии с низшей ступени на высшую. Животные превращают часть сбереженной растениями энергии в более высокую ее форму — в механическое движение, в работу. Истощение запасов энергии, накапливаемой растениями, привело бы к вымиранию животных. Иными словами, существует определенное равновесие или, как говорит С. А. Подолинский, «более или менее постоянное отношение» между накоплением энергии растениями и ее потреблением 2 Подолинский С. Труд человека и его отношение к распределению энергии. — «Слово», СПб., 1880, апрель—май, с. 138. 3 Подолинский С. Указ. соч., с. 147. 631
животными. Нарушение этого равновесия, изменения в энергетическом бюджете земной поверхности могут привести к застою и даже спаду жизни на земле. «Причина такого застоя теперь для нас ясна. Она состоит в том, что высшие формы энергии, добытые растениями и животными, в конце концов, рассеивались бы в пространство бесполезно и никогда не были бы направлены на единственно полезную в смысле увеличения энергии на земле работу, т. е. не на новое превращение низших форм энергии в высшие» 4. С. А. Подолинский подчеркивает, что в настоящее время такого застоя не существует. Наоборот, появление человечества привело к расширению запасов питательных веществ и, соответственно, запасов превратимой энергии. Он решительно подчеркивает негэнтропийный характер не только процессов жизни, развившей в противовес рассеянию способы накопления преврати-мой энергии и повышения ее качества, но и негэнтропийный характер человеческого труда. Для него несомненным является то, что не всякое механическое движение и работу следует называть трудом. С. А. Подолинский видит существенное различие между теми процессами, которые приводят лишь к рассеянию энергии, а не к повышению ее качественного уровня, и трудом, в результате которого увеличивается объем сберегаемой энергии и осуществляется не только увеличение запасов, но и преобразование качества энергии. Появление человека привело к изменению энергетического бюджета эемной поверхности, к увеличению накапливаемой энергии, к увеличению запасов превратимой энергии. Будучи материалистом, С. А. Подолинский считает, что «человек не создает материю, не создает он и энергию... Но благодаря приложению человеческого труда, десятина земли могла сберечь в материи покрывающей ее растительности в десять или двадцать раз более энергии, чем прежде»5. Рассматривая труд как средство удовлетворения человеком своих потребностей, С. А. Подолинский связывает степень удовлетворения потребностей с запасом превратимой энергии на земной поверхности, численностью населения, величиной его потребностей, производительностью труда, т. е. со способностью его увеличивать количество сбереженной энергии. Благодаря развитию цивилизации происходит рост энергетического бюджета как всего человечества, так и каждого человека. Под этим энергетическим углом зрения С. А. Подолинский рассматривает различные виды труда — охоту и рыболовство, изготовление орудий труда, оружия и одежды, земледельческий труд, труд, использующий минеральное топливо (уголь, торф) и т. д. При охоте и рыболовстве новая солнечная энергия не фиксируется, а используется уже фиксированная живыми организмами энергия. Рост накопленной энергии и ее преобразование 4 Подолинский С. Указ. соч., с. 158. 5 Там же, с. 166—167. 632
связаны прежде всего с земледелием. Причем человек, используя в сельском хозяйстве удобрения и высокосортные семена, т. е. вкладывая в него новую дополнительную энергию, увеличивает урожайность сельскохозяйственных культур и обеспечивает тем самым значительное сбережение солнечной энергии. Рассматривая те виды труда, которые связаны с изготовлением орудий производства, С. А. Подолинский видит в них не просто утилизацию накопленных в природе полезных ископаемых, а труд, увеличивающий сбереженную энергию, поскольку он приводит к облегчению труда, к уменьшению затрат живого труда, к применению машин и различных технических средств. Использование минерального топлива, добыча торфа, каменного угля, нефти также является, согласно С. А. Подолинскому, средством увеличения энергетического бюджета человечества. Правда, он отмечает возможность исчерпания природных энергоресурсов и необходимость развития данных отраслей промышленности в соответствии с существующими природными ресурсами: «Если бы посредством того труда, который идет на добывание каменного угля, умели фиксировать ежегодно такое количество солнечной энергии на земной поверхности, которое равняется энергии добытого угля, тогда, действительно, весь этот труд мог бы считаться полезным» 6. Человечество, по его мнению, должно найти новые источники энергии для своих двигателей, ибо эксплуатация природных энергоресурсов происходит в темпах гораздо больших, чем происходит естественный прирост накопленной растениями солнечной энергии. Согласно С. А. Подолинскому, человеческий труд во всех его формах связан с потреблением определенного количества превратимой солнечной энергии и вместе с тем приводит к увеличению полученной энергии, возвращает затраты энергии с избытком «посредством увеличения обмена энергии или посредством добавления человеку возможности сберегать часть его энергии и употребить ее с большею выгодою на какие-либо новые производства» 7. Под этим же энергетическим углом зрения С. А. Подолинский рассматривает и развитие техники. Создание машин, использующих силу ветра и воды, является производительным трудом: «Весь труд, потраченный на устройство приспособлений для использования ветра и воды, есть полезный труд, так как он сейчас же вовлекает в бюджет человечества новые количества превратимой энергии. Этим путем энергия движущейся воды и ветра сохраняется от рассеяния, а при потреблении своем она, в свою очередь, привлекает к обмену новые количества солнечной энергии» 8. Более сложным является оценка паровых машин. Вследствие малого коэффициента их полезного действия и большого рассеяния тепловой энергии применение паровых машин, по его 6 Подолинский С. Указ. соч., с. 193. 7 Там же, с. 193. 8 Там же, с. 199. 633
мнению, менее эффективно и выгодно. С. А. Подолинский высоко оценивает перспективы развития гелиотехники. С точки зрения сбережения энергии первые опыты построения т. п. «солнечных машин», осуществленные А. Мушо, являются наиболее эффективными из всех технических изобретений в истории человечества. С. А. Подолинский не ограничивается анализом различных процессов, ведущих к накоплению солнечной энергии и ее преобразованию, но вместе с тем обращает внимание на расхищение энергии, которое приводит к уменьшению энергетического бюджета и к увеличению рассеяния энергии. Критикуя Мальтуса, говорившего о неизбежности истощения природных ресурсов и сокращения численности населения, С. А. Подолинский подчеркивает, что расхищение энергии обусловлено неразумным ведением хозяйства. «Земледелие истощает почву только тогда, когда оно ведется неразумно, хищническим образом... правильное земледелие есть наилучший представитель полезного труда, т. е. работы, увеличивающей сбережение солнечной энергии на земной поверхности» 9. Расхищение энергии колоссальным образом увеличивается при капиталистическом способе производства. Используя разделение труда и машинную технику, капитализм достигает невиданного роста производительности труда, материальных благ и пр. Однако, по словам С. А. Подолинского, этот способ производства имеет ряд отрицательных сторон: «Вместо того, чтобы повышать количество энергии на земле, здесь машины используются ради разрушения уже существующей рабочей силы» 10. Войны также являются формой расточения энергии, бесполезных затрат, приводящих не к накоплению, а к разрушению материальных и культурных ценностей. Капитализм не только не может удовлетворить все потребности человека, но и не может создать «гармоничный и мирный образ жизни» человека. Пытаясь выразить экономические отношения в физических мерах, С. А. Подолинский видит в переустройстве общества на социалистических началах единственный способ избавления человечества от расточительного отношения к природным ресурсам. Иными словами, он пытается экологически обосновать неизбежность перехода человеческой цивилизации на новую ступень, перехода к социализму. По словам Ф. Энгельса, С. А. Подолинский «хотел найти новое естественнонаучное доказательство правильности социализма и поэтому смешал физическое с экономическим» [35, с. III]. Давая высокую общую оценку открытия, сделанного С. А. Подолинским, Ф. Энгельс высказал ряд замечаний в его адрес, подчеркнув, в частности, что накопление энергии происходит только в земледелии, 9 Подолинский С. Указ. соч., с. 199. 10 Podolinsky S. Menschliche Arbeit und Einheit der Kraft. — «Neue Zeit», В., 1883, S. 487; См. также: Подолинский С. Человеческий труд и единство сил (на укр. яз.).—В кн.: «З почин! в украшського сощ1алютичного руху. Мих. Драгоманов i Женевський сощал1стичний гурток». Видень, 1922. 634
а во всех остальных отраслях промышленности энергия только расходуется. В противовес различного рода пессимистическим оценкам перспектив развития энергетического бюджета человечества, роста экономики и населения, С. А. Подолинский считает, что человечество не может остановиться в своем развитии, не имеет права прекращать развивать свою экономику, технику, материальное производство. «Только общество, с стремлением к быстрому накоплению энергии, может быстро идти вперед. Застой в данном случае почти равносилен рассеянию накопленной энергии, так как общественная жизнь без развития теряет всякую цену и всякий смысл существования» н. Все проповеди о пределах роста, о необходимости прекращения экономического и научно-технического прогресса ведут, по его мнению, к расхищению энергии, к увеличению процессов ее рассеяния и сокращению запасов накопленной превратимой солнечной энергии. Свое понимание тех отношений, которые существуют между трудом человека и распределением энергии на земной поверхности, С. А. Подолинский резюмировал в десяти тезисах:12 1. «Общее количество энергии, получаемое поверхностью Земли из ее внутренности и от Солнца, постепенно уменьшается. В то же время общее количество энергии, накопленное на земной поверхности и находящееся в распоряжении человечества, постепенно увеличивается. 2. Увеличение это происходит под влиянием труда человека и домашних животных. Под именем полезного труда мы понимаем всякое потребление механической и психической работы человека и животных, имеющее результатом увеличение бюджета превратимой энергии на земной поверхности. 3. Человек обладает известным экономическим эквивалентом, который уменьшается по мере того, как потребности человека возрастают. 4. Производительность труда человека увеличивается по мере уменьшения его экономического эквивалента, и с развитием его потребностей большая часть их удовлетворяется трудом. 5. Производительность труда человека значительно увеличивается потреблением этого труда на превращение низших родов энергии в высшие, например, воспитанием рабочего скота, устройством машин и пр. 6. Применение солнечной энергии в качестве непосредственного двигателя и приготовление питательных веществ из неорганических материалов являются главными вопросами, стоящими на очереди для продолжения наивыгоднейшего накопления энергии на земле. 7. Пока каждый человек может обладать суммой технической работы, превышающей в столько раз его собственную, во 11 Подолинский С Указ. соч., с. 209. 12 Там же 635
сколько раз знаменатель его экономического эквивалента больше своего числителя, до тех пор существование и размножение людей обеспечено, так как механическая работа всегда в каком-либо отношении может быть выражена в питательных веществах и прочих средствах удовлетворения человеческих потребностей. 8. Границей этому закону является только абсолютное количество энергии, получаемой от Солнца, и неорганических материалов, находящихся на земле. 9. Действия, имеющие результатом явления, противоположные труду, представляют расхищение энергии, т. е. увеличение количества энергии, рассеиваемой в пространстве. 10. Главной целью человечества при труде должно быть абсолютное увеличение энергийного бюджета, так как при постоянной его величине превращение низшей энергии в высшую скоро достигает предела, далее которого оно не может идти без излишних потерь на рассеяние энергии» 13. Мы уже говорили о том, что марксистская концепция способа производства, роли техники и основных линий ее развития стала отправной точкой работ С. А. Подолинского. Однако ряд проблем был рассмотрен им по-новому. Восприняв фундаментальные марксистские идеи, С. А. Подолинский смог вычленить новые аспекты в истории человеческого труда и техники. Во-первых, исходя из марксистского понимания взаимосвязи человека и природы, сущности человеческого труда как обмена веществ между природой и человеком, он пытался найти формы связи между физическими и социальными науками, между физическим учением об энергии и экономическим учением. При всех ограни-ченностях и ошибках его подхода, отмеченных Энгельсом, попытка рассмотрения истории человечества и развития форм его деятельности под энергетическим углом зрения была для конца прошлого века новаторской. По сути дела, статьи С. А. Подолинского были первыми и положили начало новому подходу к анализу производства и человеческого труда. По ряду причин на них не было обращено достаточного внимания, однако они послужили серьезным импульсом для разработки в дальнейшем энергетических показателей и полезных ископаемых, и технологии, и отраслей промышленности. Во-вторых, подчеркивая связь энергетики и экономики, С. А. Подолинский по сути дела анализировал конкретные формы взаимосвязей между человечеством и природой. Идея энергетического бюджета человечества, накопления солнечной энергии и ее преобразования в труде обращает внимание исследователей на необходимость сохранения определенного равновесия между природными и социальными процессами, между природой и обществом. 13 Подолинский С. Указ. соч., с. 210—211. 636
В-третьих, развитый С. А. Подолинским подход к истории человеческого труда позволил понять негэнтропийную функцию не только растений, фиксирующих и накапливающих превратимую солнечную энергию, но и негэнтропийный характер человеческого труда, всей социально-производственной жизни человечества, приводящей к увеличению производства энергии, к преобразованию солнечной энергии, низкой по своему качеству, в более высокие ее формы. С. А. Подолинский одним из первых указал на недостаточность второго закона термодинамика, подчеркнув наличие в природе процессов, противоположных рассеянию, — процессов накопления и преобразования солнечной энергии, т. е. повышения упорядоченности и степени организации природных процессов 14. В-четвертых, важное значение для дальнейшего развития марксистской концепции истории естествознания имел предложенный С. А. Подолинским энергетический подход к истории техники. Анализ различных исторических форм техники с точки зрения энергозатрат, энергоемкости, выхода полезной энергии позволял не только дать научную оценку технических достижений человечества, но и осмыслить перспективы научно-технического прогресса, определить пути развития наиболее аффективных технических средств. В-пятых, С. А. Подолинский отмечал, что жизнь людей в настоящее время теснейшим образом связана с растительными и животными организмами, поскольку человек не умеет пока приготовлять питательные вещества непосредственно действием солнечной энергии на неорганические вещества. Вместе с тем, он подчеркивает, что «мыслим и другой способ возрастания питательных веществ... это непосредственный синтез веществ, служащих людям пищей, из неорганических элементов, их составляющих» 15. Достижения современной ему химии, на которые С. А. Подолинский ссылается, открывают новые пути преобразования человеком солнечной энергии. Таковы некоторые плодотворные идеи, выдвинутые украинским социалистом, пропагандистом марксизма, выдающимся экономистом прошлого столетия С. А. Подолинским. В конце XIX в. эти идеи не встретили понимания. Лишь основоположники марксизма по достоинству оценили их содержание. В XX в. статьи С. А. Подолинского были забыты и лишь в последнее время, когда обострился интерес к проблемам экологии и энергетики, эти статьи вновь привлекли внимание и социологов, и экономистов, и естественников, и историков. 14 Эта мысль будет отчетливо выражена Л. Больцманом в докладе на заседании Венской Академии наук в 1886 г. (См.: Л. Больцман. Статьи и речи. М., 1970) и в 1901 г. Н. А. Умовым в работе «Физико-химическая модель живой материи» (Я. А. Умов. Собр. соч., т. III. М., 1916, с. 200).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «С. А. Подолинский и энергетический подход к взаимодействию человека и природы» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»