Взаимоотношение науки и материального производства в условиях промышленно-развитого общества Маркс анализирует как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Называя науку (здесь имеется в виду естествознание) производительной силой, Маркс пишет: «... производительная сила, которая ничего не стоит капиталу, это сила науки... Но эту силу науки капитал может себе присвоить лишь путем применения машин (отчасти также в химическом процессе)» [46, II, с. 280]. В экономических рукописях 1857—1859 гг. Маркс называет развитие науки развитием «наиболее основательной формы богатства, являющейся как продуктом, так и производителем богатства», «одной из форм, в которых выступает развитие производительных сил человека, т. е. развитие богатства» [46, II, с. 33]. Духовное освоение природы становится функцией науки как социального института. Развитие материального производства делает неизбежным применение науки. Превращение науки в непосредственную производительную силу в условиях буржуазного общества приобретает характер технологического применения науки, затрагивая лишь одну — вещественную — сторону всего процесса производства, и становится лишь характеристикой основного капитала. «Развитие основного капитала является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание (Wissen, Knowledge) превратилось в непосредственную производительную силу, и отсюда — показателем того, до какой степени условия самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта и преобразованы в соответствии с ним; до какой степени общественные производительные силы созданы не только в форме знания, но и как непосредственные органы общественной практики, реального жизненного процесса» [46, II, с. 215]. В другом месте этих же рукописей Маркс подчеркивает, что «производительное развитие общества — это не только растущая мощь науки, но и масштаб, в котором она уже положена как основной капитал, размер, широта ее реализации и охвата ею всей совокупности производства» [46, II, с.263].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Наука как непосредственная производительная сила» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»