ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

История науки — часть всемирной истории человечества
Поэтому ее объяснение основывается на общих принципах материалистического понимания истории. Определяющим в конечном счете моментом исторического прогресса признаются материальные условия жизни и развития общества, общественно-историческая практика человечества. Исходя из этого определяются источник и движущая сила возникновения и развития науки, заключенные прежде всего в запросах производственной практики, в материальной деятельности людей, в потребностях техники. В «Немецкой идеологии», критикуя идеалистическую историографию, основоположники марксизма подчеркнули, что предпосылки материалистического понимания истории «проистекают лишь из изучения реального жизненного процесса и деятельности индивидов каждой отдельной эпохи» [3, с. 26].
Одна из исходных позиций научного исследования деятельности людей каждой отдельной эпохи состоит в том, чтобы рассмотреть действительный материальный процесс производства непосредственной жизни, понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения и объяснить, исходя из этого, различные теоретические построения и формы сознания. В противовес той историографии, которая рассматривает «исторические отношения в отрыве от деятельности» [3, с. 39], марксистская концепция понимает исторический процесс как деятельность совокупности людей, преследующих свои цели, подчеркивая решающее значение материальной, производственной
123

Деятельности дли функционирования и развития общества, его культуры и науки. Подчеркивание решающей роли материально-практической деятельности является одним из важных положений в марксистской концепции развития естествознания.
На основе этого общего положения строится изучение конкретных причин конкретных исторических событий с тем, чтобы иметь возможность объяснить, почему в данной исторической обстановке наука развивалась именно так, а не иначе, почему перед ней возникали именно эти, а не другие проблемы и почему практика того времени была заинтересована в решении наукой именно таких, а не иных теоретических или экспериментальных задач. Материалистическое понимание истории представляет собой не набор готовых решений, пригодных на все случаи жизни, а исходные позиции и направляющие ориентиры для конкретного изучения реальных жизненных процессов и деятельности людей каждой данной эпохи. Требование марксизма доискиваться до причин, лежащих в основе исторических событий, не означает отвлеченного признания определяющей роли практики «вообще» по отношению к науке; это требование предполагает изучение совершенно определенных исторических условий, которые вызывали необходимость постановки и решения вполне определенных научных задач в той или иной конкретной обстановке.
Но марксистская концепция не ограничивается этим. Выяснение внешних причин историко-научных событий составляет для нее только одну сторону дела. Она требует выяснения не только того, почему перед наукой, перед учеными в данной конкретной обстановке встала именно данная проблема, но и того, как, каким способом, каким путем решали ученые эту проблему. Анализ форм и способов постановки и решения научных проблем является необходимым моментом изучения истории науки с позиций марксизма, приводящим к раскрытию внутренней закономерности движения научного знания. Изучение общего хода и ступеней развития научного знания и его методов, возникновения и смены научных теорий, движения научных понятий, последовательных шагов в постановке и решении научных проблем, анализ эволюции научного языка, изменений внутренней структуры всего научного знания в целом — таковы пути марксистского историко-научного исследования, направленного на выяснение внутренних закономерностей развития науки. При анализе исторических, в том числе историко-научных, событий категория взаимодействия играет исключительно важную роль, так как именно она выражает собой, в частности, взаимосвязь между прямым действием базиса на надстройку и обратным воздействием надстройки на базис. В письме к Шмидту от 5 августа 1890 г. Энгельс писал, что если материальные условия существования являются первопричиной, то это не исключает того, что идеологические области оказывают, в свою очередь, обратное, но вторичное воздействие на эти материальные условия (см. [37, с. 370]).
124

С этих позиций Энгельс резко критикует противников марксизма, которые, ведя борьбу против марксизма, искажают саму суть его учения. Энгельс категорически отверг вымысел идеалистов («идеологов»), которые приписывают основоположникам марксизма следующее нелепое представление: «...не признавая самостоятельного исторического развития различных идеологических областей, играющих роль в истории, мы (т. е. Маркс и Энгельс.—Ред.) отрицаем и всякую возможность их воздействия на историю. В основе этого лежит шаблонное, недиалектическое представление о причине и следствии как о двух неизменно противостоящих друг другу полюсах, и абсолютно упускается из виду взаимодействие. Эти господа часто почти намеренно забывают о том, что историческое явление, коль скоро оно вызвано к жизни причинами другого порядка, в конечном итоге экономическими, тут же в свою очередь становится активным фактором, может оказывать обратное воздействие на окружающую среду и даже на породившие его причины» [39, с. 84].
Еще раньше в письме к Шмидту от 27 октября 1890 г. Энгельс писал: «Чего всем этим господам не хватает, так это диалектики. Они постоянно видят только здесь причину, там — следствие. Они не видят, что это пустая абстракция, что в действительном мире такие метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия (хотя взаимодействующие силы очень неравны: экономическое движение среди них является самым сильным, первоначальным, решающим), что здесь нет ничего абсолютного, а все относительно. Для них Гегеля не существовало» [37, с. 420, 421].
К вопросу о взаимодействии факторов мы вернемся в следующей главе, особенно в связи с рассмотрением относительной самостоятельности развития естествознания.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «История науки — часть всемирной истории человечества» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит звітності з податку з власників транспортних засобів та інш...
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ, МЕТОДИ ТА ІНСТРУМЕНТИ РЕГУЛЮВАННЯ РИНКУ ПРАЦІ Т...
Основні школи та концептуальні напрями сучасної західної соціолог...
Характеристика методів контролінгу
РЕОРГАНІЗАЦІЯ ЯК СПЕЦИФІЧНИЙ НАПРЯМ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄ...


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 539 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП