Французский утопический социализм о социальном аспекте развития науки
Представители французского утопического социализма также исходят в своей исторической концепции из идеи единства социального и научного прогресса. А. Сен-Симон подчеркивал непрерывность научного развития и громадное значение истории науки для понимания путей ее дальнейшего развития; он вычленял три стадии в развитии общества, которым соответствуют три стадии в развитии человеческих знаний. Первая стадия развития общества — это феодальная или военная социальная система. Ей соответствует теологическое знание. Вторую стадию он связывает с господством юристов, или, как он их называет, легистов; третью стадию представляет промышленно-на-учная социальная система, основанная на развитии наук и промышленности при господстве промышленников. В будущем обществе, по его словам, главы промышленных фирм, ученые и политики объединятся, «руководство государственными делами перейдет в руки специалистов в промышленности и науках, между тем как сейчас ими управляют только любители» 15. Усматривая в промышленности решающую силу общественного развития, которая «изменила лицо общества», он подчеркивает необходимость всемерного развития наук, поддержки ученых со стороны промышленников: «Ученые оказывают очень крупные услуги промышленному классу, но получают от него еще более крупные, они получают от него свое существование, промышленный класс удовлетворяет их насущные потребности и их физические склонности всякого рода, он доставляет им все орудия, которые могут быть полезны им для выполнения их работ» 16. Социальная программа, предлагаемая Сен-Симоном, исходит из идеи единства науки и промышленности, из принципа: «все через промышленность, все для промышленности» 17. Большой заслугой Сен-Симона было и то, что он отметил громадное значение социальных форм организации науки для ее развития. Связывая эти формы с определенным устройством обще- 15 Сен-Симон А. Избр. произв., т. 2. М.—Л., 1948, с. 235. 16 Там же, с. 255. 17 Там же, т. 1, с. 366. 29
ства и описывая различные формы организации науки в таких странах, как Франция, Англия, Россия, он предлагает перестроить систему Академии во Франции. Энгельс отмечал противоречивость взглядов Сен-Симона, заключающуюся в том, что наряду с оптимистической верой в прогресс позитивных наук он выдвигает идею создания «нового христианства», нового культа—культа человечества и общих интересов. В работе «Развитие социализма от утопии к науке» Энгельс ставит вопрос: кто же тогда должен занять руководящее и господствующее место в обществе? «По мнению Сен-Симона — наука и промышленность, объединенные новой религиозной связью, неизбежно мистическим, строго иерархическим «новым христианством», призванным восстановить разрушенное со времени Реформации единство религиозных воззрений. Но наука же — это ученые, а промышленность — это в первую очередь активные буржуа, фабриканты, купцы, банкиры... Такой взгляд вполне соответствовал тому времени, когда во Франции крупная промышленность, а вместе с ней и противоположность между буржуазией и пролетариатом находились еще только в процессе возникновения» [19,с.195]. После кризиса романтизма, выступавшего против идеи прогресса и критиковавшего науку, постепенно возрождается вера в прогресс человечества, доверие к идее непрерывного совершенствования человечества. Основанием этого изменения в отношении к научному и социальному прогрессу послужили во многом успехи естественных наук во Франции в 30—40-х годах XIX в., развитие техники и промышленности. В науке теперь усматривается тот светоч, который позволит уяснить жизненные задачи, обрести новые цели для практической и интеллектуальной деятельности. Это особенно заметно в программе сен-симонистов, видевших в прогрессе промышленности и техники основу социального прогресса и принимавших активное участие в строительстве промышленности, в частности железнодорожных предприятий. В учении Фурье Энгельс отмечает другую сторону, а именно критику буржуазного общественного строя. По словам Энгельса, Фурье «беспощадно вскрывает все материальное и моральное убожество буржуазного мира» [19, с. 196]. Фурье указывает на «порочный круг» непреодолимых и постоянно вновь порождаемых противоречий, в котором движется цивилизация, всегда достигая результатов, противоположных тем, к которым, искренне или притворно она стремится. «Фурье, как мы видим, также мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель», причем особое внимание Энгельс обращает на то, как диалектически Фурье истолковывает прогресс, утверждая, что «каждый исторический фазис имеет не только свою восходящую, но и нисходящую линию, и этот способ понимания он применяет к будущему всего человечества. Подобно тому как Кант ввел в естествознание идею о будущей гибели Земли, так Фурье ввел в по- 30
нимание истории идею о будущей гибели человечества» [19, с.197]. Эпоху буржуазного общества Фурье характеризует как одну из фаз истории общества, именуемую цивилизацией, причем эта фаза враждебна развитию наук, росту научных открытий. По его словам, «самые ценные новшества были отвергнуты при своем появлении... Эта извращенность, присущая духу строя цивилизации, — противодействовать открытиям, оскорблять их авторов»18. Он обращает внимание на антигуманистический характер применения науки в современном ему обществе. В своей «Теории четырех движений и всеобщих судеб» он говорит: «В недрах цивилизации чудеса науки скорее гибельны, чем полезны для счастья, потому, что умножая средства наслаждения, они тем самым отягчают нужду огромного большинства, лишенного самого необходимого» 19. Развитие научного знания, рост его приложения к технике и производству обостряют противоречия капиталистического производства, антагонизм богатства и нищеты. Критика Фурье современного ему общества дополняется критикой форм организации науки, прежде всего академии. В противовес сложившимся формам организации науки он предлагает создать корпус научной оппозиции, который был бы гарантом того, что ученые, прокладывающие новые пути в науке, не будут подвержены гонениям со стороны официальных лиц.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Французский утопический социализм о социальном аспекте развития науки» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»