Однако подлинно радикальные новшества должны были быть внесены скорее развитием описательных наук, где математический анализ все еще не мог найти себе точки опоры; кульминационным пунктом явился здесь великий дарвиновский синтез эволюции, совершающейся путем естественного отбора. Собственный вклад Дарвина утвердился позже как окончательный и неизбежный итог долгих лет геологических и биологических наблюдений. Он мог бы быть принят уже задолго до этого, если бы не сопротивление духовенства и земельной аристократии, которые инстинктивно понимали, что принятие его означало бы конец какому бы то ни было обоснованию божественного управления миром. Своей новой структурой небесного мира Ньютон в значительной степени восстановил правдоподобие предначертания, так сильно поколебленное Коперником и Галилеем; Дарвин еще чувствительнее задел само человечество. Как новатора его вполне справедливо сравнивали с Коперником. Мир религии уцелел и, конечно, почти забыл то потрясение, которое было вызвано ниспровержением астрономической картины мира Древнего Востока. Однако картина сотворения, в частности представление о самом человеке как подобии бога, все еще оставалась нетронутой; после же Дарвина от книги «Бытия», как точного описания истории, осталось весьма немного. Должно было пройти некоторое время, прежде чем могла быть найдена надлежащая формулировка, спасающая положение, и было обнаружено, что религиозная истина лежит в иной плоскости и не подвержена какому-либо опровержению со стороны вульгарных фактов. Предположение, что бог в его мудрости захоронил ископаемых в горные породы, чтобы соблазнить свободомыслящих геологов на вечную погибель, всерьез выдвинутое Филиппом Генри Госсе, отцом Эдмунда Госсе, считалось слишком явно притянутым за волосы, чтобы обеспечить надежную лазейку. Однако, поскольку папа Пий XII заявил в 1948 году ex cathedra, что первую главу книги «Бытия» следует понимать в аллегорическом смысле, надо полагать, что полемика эта теперь закончена, разве что се продолжают еще некоторые протестантские догматики. «Происхождение видов» появилось в такое время, когда содержащееся в нем открытие было крайне необходимо. Оно было подхвачено радикальным антиклерикальным крылом и перенесено в область экономики и политики,. поскольку было создано в весьма значительной степени по образу их собственных теорий laisser-faire и самодеятельности, Оно сделало возможным оправдание всего, что происходило в капиталистическом мире,—безжалостной эксплуатации человека человеком, порабощения «низших» народов «высшими». Даже сама война могла быть оправдана с помощью сравнения ее с природой, «где царилп окровавленные зубы и когти». Старый тезис, выдвигавшийся в качестве оправдания господства определенных классов или рас над другими, а именно, что-они якобы представляли собой избранные народы или были сынами богов, уже утратил свою силу, и для обоснования сохранения этого господства в мире разума и науки необходимы были новые аргументы. Эти аргументы дал дарвинизм, хотя сам Дарвин меньше всего этого хотел.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эволюция как социальная сила» з дисципліни «Наука в історії суспільства»