Основной особенностью XVIII и XIX веков было торжество машины. Здесь, однако, наука попрежнему играла сравнительно незначительную роль. Ибо как в машиностроении, так и в металлургии преобладающими были технический фактор, основанный на традиции ручного труда, и экономический фактор, основанный на выгодности. Тем не менее научный фактор был все это время активным и непрерывно возрастал в своем значении, прокладывая путь к той руководящей роли, которую должна была играть наука в XX веке. История машиностроения в его великой созидательной фазе XVIII и XIX веков свидетельствует о непрерывном взаимодействии между растущими потребностями торговли и промышленности и новыми средствами производства—машинами, двигателями, материалами, создававшими новые возможности для выгодного их использования. Именно потребность в больших количествах пряжи и тканей привела к созданию первых паровых машин; потребность в дешевом транспорте для перевозки все возрастающего количества товаров привела к усовершенствованию портов, каналов, дорог, мостов и к радикальному нововведению—железным дорогам (стр. 304). Однако стоило только появиться какой-нибудь новой конструкции или новому материалу, призванному удовлетворить эти потребности, как сразу же становились возможными новые предприятия и новые способы применения, которые ранее казались неосуществимыми или о которых раньше никогда даже и не думали. Таким образом, паровая машина, первоначально сконструированная для водоотлива, была позднее приспособлена для дутья в горнах и ковки железа, а затем и для замены водяного колеса в силовых установках. Еще позже, будучи смонтирована па судне или в вагоне, она стала самодвижущейся и породила пароход и железную дорогу. Подобным же образом дешевое железо и дешевая сталь, вызванные к жизни специфическими нуждами машиностроения, породили революцию в конструкции других машин, перевозочных средств, судов и строений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МАШИНОСТРОЕНИЕ И МЕТАЛЛУРГИЯ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»